Сегодня вместо алгебры и английского старшеклассники пройдут уроки картофельной трудотерапии. Впереди — три гектара картофельного поля, урожай с которого попадет на школьный стол. Для учебного заведения выращенная картошка — существенное удешевление питания школьников, а ее копка для самих учеников — возможность отдохнуть от теорем и формул.
Ученица выпускного 11-го класса Алина Рязанова прошлый год закончила с шестью четверками в дневнике. К выезду на картофельное поле она подготовилась основательно: за спиной рюкзак с бутербродами, на голове — солнцезащитные очки. Они нужны не столько для того, чтобы оградить себя от яркого света, которого в пасмурный день не так много, сколько для защиты от летающей по полю мошкары.
— Если честно, то на поле, конечно, лучше, чем за партой сидеть. Там хоть поговорить можно, на уроках-то не разрешают, — признается Алина. — Хотя мама вот считает, что в выпускном классе перед ЕГЭ надо учиться, а не на картошку ездить.
Поездка на поле — ежегодный ритуал в Ромненской школе, сохранившийся еще с советских времен, когда учебное заведение плотно сотрудничало с местным, теперь уже не существующим колхозом.
Голос директора школы, наставляющего учеников перед отправлением, заглушает рев стоящих сбоку мотоциклов — для недавно получивших права старшеклассников поездка на картошку еще и повод покрасоваться. В день выезда в поле на школьном дворе собралась дюжина разномастных железных коней: от «Планеты» до «Урала» и японского мокика.
Школьное поле расположилось в паре километров от села на трех гектарах пологого склона с хорошей почвой. Между рядками медленно плывет трактор с картофелекопалкой — выкопанные клубни школьникам остается лишь собрать в ведро и высыпать в тележку трактора.
— В этом году урожай меньше, чем в прошлом сезоне. Но мы, признаюсь, ожидали худшего, а как начали копать, обрадовались — голодными точно не останемся, — отмахиваясь от летающей мошкары, рассказывает замдиректора Акиф Гейдаров.
— Действительно, на этом поле урожайность картофеля в три раза выше, чем в среднем по селу. Я и сам не ожидал — у нас на огородах практически ничего нет, а здесь такой богатый урожай, — не скрывает радости директор Ромненской школы Виталий Попов.
На то, чтобы выкопать все поле, нужно два дня. В первый день на поле работали лишь полсотни учеников 10-го и 11-го классов, остатки докапывает трудовой десант из сотни учащихся 8 — 11-х. На каждом рядке — по четыре человека: трое собирают картофель, четвертый контролирует процесс.
Учителя признаются, что прямой связи между успехами за партой и на школьном поле нет. На картофельной плантации важно не знание формул, а любовь к труду и усердие, которыми могут обладать как отличники, так и двоечники.
— Дети стараются, это заметно и особенно приятно потому, что качество работы — только на их совести, — признается учитель биологии Марина Якименко.
Спустя несколько часов урожай с кажущегося бескрайним трехсотметрового рядка собран. В день школьникам предстоит пройти несколько таких рядков. К вечеру два «Беларуся» увезут с поля по полной телеге клубней. В нынешнем году Ромненская школа вырастила около 10 тонн картофеля, лишь на тонну меньше, чем год назад. Его излишки уйдут с молотка, а деньги пойдут на нужды школы. Однако большая часть картошки попадет в школьную столовую, что позволит заметно снизить стоимость школьных обедов.
Добавить комментарий
Комментарии