Выйдя на пенсию, белогорцы 
рискуют остаться без квартиры.Выйдя на пенсию, белогорцы рискуют остаться без квартиры.

Приватизировать же квартиры организация не дает, как и не спешит передавать в собственность муниципалитету.

Все началось восемь лет назад, когда ОАО «РЖД» активно взялось внедрять программу оптимизации перевозочного процесса. Большинство железнодорожных предприятий Приамурья потеряли как таковой свой статус и часть сотрудников. Подобная участь постигла и локомотивное депо на станции Завитая Свободненского отделения Забайкальской железной дороги. В 2002 году мощное предприятие, где трудилось две тысячи человек, было реорганизовано в ПМС, а две трети сотрудников переведено в Белогорск.

Для переселения машинистов с помощниками и членов их семей в этом городе был построен многоквартирный жилой дом по улице Сосновой, 4. Точнее сказать, таких домов в Белогорске было возведено четыре — на Сосновой, Вокзальной и Котовского. Приобретала железная дорога жилье и на вторичном рынке, поскольку сюда переводили работников с нескольких станций. Не тронули только тех, кому оставался год-другой до пенсии.

В 56-квартирную пятиэтажку на Сосновой, 4 заселили 37 семей из Завитинска. В апреле 2004 года машинисты и помощники с женами и детьми заняли выделенные квадратные метры. Однако ордера на квартиры из них получили только 12 семей — те, у кого прежде не было собственного жилья, либо они расстались с ним в пользу ОАО «РЖД».

Со всеми же остальными организация в лице НГЧВВ-7 заключила договоры найма. А в них четко и ясно прописала, что «предоставление жилого помещения по договору найма не влечет передачу нанимателю права собственности на занимаемое жилое помещение». Договор заключен на период работы в ОАО «РЖД» (пункт 5.1). В случае же прекращения трудовых отношений работник и члены его семьи обязаны в 10-дневный срок освободить квартиру.

Именно этот, пятый, пункт и вызывает сегодня у бывших завитинцев панику. Многие из них приближаются к пенсионному возрасту (а кто уже и достиг его), что, соответственно, грозит увольнением с работы и, как следствие, потерей квартиры. У нескольких человек ушли из жизни их вторые половины, работавшие на железной дороге, и теперь их будущее тоже туманно. Вполне понятна обида людей, ведь они посвятили свою жизнь железной дороге.

Обман на высшем уровне

Так называют бывшие завитинцы свой перевод в Белогорск и считают, что они сами себе подписали приговор, расписавшись в договоре найма. Железнодорожники признаются: если бы их заранее предупредили, что в Белогорске они будут жить временно, многие бы еще подумали, переезжать или нет. Но был ли у них иной выход?

— Представьте: в 45—50 лет все начинать сначала, на новом месте, где ни родных, ни друзей, но ехать надо — из-за детей, — говорит Екатерина Ильинична (фамилии люди называть отказываются. — Прим. «АП»). — Времени на переезд было немного, кому-то сказали переехать в течение суток. И люди побросали дачи, гаражи либо продали их за бесценок. Сколько семей распалось из-за того, что жены не могли найти в Белогорске работу! Им приходилось возвращаться назад, а мужчины без семьи спивались. Целые трагедии здесь разворачивались. А сейчас нас, как отработанный материал, хотят выбросить на свалку!

С двенадцатью семьями, которые подарили РЖД свои завитинские квартиры, тоже не все гладко. Право на приватизацию белогорского жилья они могут получить только через суд.

— В Завитинске была двухкомнатная приватизированная квартира, но заставили написать дарственную, чтобы дали жилье здесь, — говорит Елена Петровна. — Отдали, получили здесь. Но с трудом смогли ее приватизировать: пришлось писать в Читу и 15 тысяч потратить на суд.

У нескольких человек на малой родине сначала оставался запасной «аэродром» — в виде частного дома или квартиры. Но кто-то их продал, а кто-то оставил детям и внукам. Поэтому «возвращение на родину» для будущих или нынешних пенсионеров пожару подобно — на мизерную пенсию им уже не встать на ноги. С другой стороны, даже если продать жилье в Завитинске, им все равно не хватит денег, чтобы купить его в Белогорске, где многие успели пустить корни. Потому что цены на жилье в городах несопоставимы — разница в три раза.

Юридические ляпы

За пять лет проживания в злополучном доме его жильцы подписали не меньшее количество документов с ОАО «РЖД». Из последних — допсоглашение к договору, которое противоречит ему самому. Например, в августе жильцам пришли уведомления, что с ними продляют договор найма жилого помещения на 11 месяцев. Хотя в основном договоре ясно указано, что они проживают в квартире, пока работают на железной дороге. Получается неувязочка.

Удивляет акт передачи жилого помещения нанимателю, особенно его последний абзац, прочитав который можно запутаться: то ли этот акт составлен в трех экземплярах, то ли в двух. Потому что их количество указано в одной строчке через запятую.

Все же, несмотря на это, после прочтения договора между НГЧВВ-7 и работниками становится понятно: квартиры в собственность железнодорожникам никто не давал, а предоставили как служебное жилье.

— Мы люди советской закалки, привыкли доверять государству, и теперь вот расплачиваемся за свою наивность, — чуть ли не плачет Ольга Ивановна, схоронившая два года назад мужа-машиниста. — Муж отработал на железной дороге больше 30 лет, ему год оставался до пенсии... У меня трудовой стаж — более 35 лет в железнодорожной больнице. Всю свою трудовую жизнь мы посвятили железнодорожному транспорту, и вот на старости лет такой «подарок»...

— Мы писали во все возможные инстанции, но наша проблема так и не решается, — замечают жильцы. — До конца срока приватизации осталось немного времени, и если дом не передадут в муниципальную собственность (а в июле 2010 года у нас заканчивается срок действия договоров найма), то почти 120 человек просто окажутся на улице.

Раздел имущества

По программе оптимизации всем вынужденным переселенцам-железнодорожникам были предоставлены квартиры в Белогорске. Три дома на сегодняшний день переданы в муниципальную собственность. На четвертом, о котором как раз идет речь, дело застопорилось. Хотя глава города выразил согласие на его передачу и подписал все необходимые документы.

— Со своей стороны мы что нужно сделали: подготовили и подписали бумаги, все вопросы к ОАО «РЖД», — пояснил мэр Белогорска Станислав Мелюков.

В НГЧВВ-7 — организации, которая обслуживает дом по улице Сосновой, 4 и является звеном между Свободненским отделением Забайкальской железной дороги и жильцами злосчастной пятиэтажки, — нам подтвердили, что документы из мэрии ими получены и еще в июне направлены руководству Свободненского отделения ЗабЖД. Но оттуда ответа к ним пока не поступало.

К сожалению, «АП» тоже не смогла дозвониться до руководства, однако мы не надеемся, что данная публикация не останется не замеченной им, и редакция получит комментарий по поводу судьбы жилого дома.

Возросшие тарифы

Беда не приходит одна. В августе для жителей дома по улице Сосновой, 4 железная дорога в 7 раз увеличила размеры арендных платежей. Если в прошлом году за «двушку» площадью 68 квадратов наниматель платил около 400 рублей, то с августа ему начисляют уже почти 3 тысячи рублей. Плюс к этому плата за коммунальные услуги. В итоге железнодорожная «двушка» в месяц стала «съедать» почти 9 тысяч рублей. «Однушка» дешевле на пару тысяч. Повышения тарифа железная дорога мотивирует тем, что плата за проживание по найму покрывает расходы на уплату налогов и начисления амортизации.

Кстати, в уведомлении об изменении тарифов есть маленькая приписка, что жильцам может предоставляться компенсация за найм. Однако не указано, кто конкретно может претендовать на нее. Должны быть списки «льготников», но их тоже нет.