Родиноведение и географию преподают в ивановской школе супруги Татьяна Ивановна и Александр Федорович Титаренко. За свои авторские программы они стали победителями регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». В ивановской школе побывали корреспонденты «АП».
На конкурс «За нравственный подвиг учителя» супруги Титаренко представили авторский учебно-методический комплект, созданный в процессе работы областной экспериментальной площадки по апробированию авторских программ «Родиноведение» и «Регионоведение». Комплект включает учебник «Географическая картина Ивановского района», методическое пособие, рабочие тетради, контурные карты и атласы.
— Почему картина, а не география района — говорить о географии в полном смысле слова не совсем правильно, размеры территории небольшие, — поясняет идею Александр Федорович. — Район занимает в области 16-е место по площади, это один из самых маленьких районов.
Сам учебник еще не напечатан и существует пока только в рабочем варианте. Рукопись находится в издательстве, и через месяц-полтора в свет должны выйти 500 экземпляров. Этого хватит, чтобы минимальное количество комплектов появилось в каждой школе района.
— В прежние времена у великого педагога Ушинского существовало понятие — родиноведение. В 30-е годы оно было отброшено и забыто, — продолжает Александр Титаренко. — Мы его случайно обнаружили, «перелопачивая» старые материалы, в том числе и архивные. Было еще одно понятие — отечествоведение. Ушинский говорил, что географию надо начинать с изучения своей малой родины. Это мы и подразумевали, вводя в расписание новый предмет.
«Родиноведение» — вторая авторская программа педагогической четы Титаренко, она логично выросла из предыдущей программы по географии стран АТР, также разработанной в рамках областной экспериментальной площадки. Уроки по географии стран АТР велись в 10 — 11-х классах.
— Мы изучали Дальний Восток — родной, российский, и плюс 18 стран АТР, — делится Александр Титаренко. — Изу-чали географию, историю, экономику, менталитет жителей тех стран. И давали ребятам возможность проследить, что только те страны добились высоких результатов, которые сумели сформировать у народа национальное самосознание и на основе его самоопределиться. Вывод, к которому мы пришли: пока у нас не будет выработано национального самосознания, ничего не поможет нам подняться. Каждый в душе должен чувствовать себя россиянином, то есть понимать, что все, что мы ни делаем, — это для России. Иначе все идеи останутся просто декларациями.
По мнению педагогов Титаренко, история России, какой ее преподают в школе, дает сегодня мало оснований для воспитания патриотизма — слишком много в учебнике истории подчеркнуто негативных сторон. Революция, гражданская война, гибель народа, голодовки, неумелые руководители, сталинские репрессии… Зато география в этом смысле — неисчерпаемый кладезь идей.
С чего начинается Родина
Педагоги Титаренко не только разработали курс родиноведения, но и с целью распространения своей задумки на базе родной школы проводят научно-практические конференции для школьников. Сначала эти конференции были районными, а теперь они приобрели статус областных — на мартовской прошлого года, к примеру, собралось 173 участника из 16 территорий, да еще студенты БГПУ со своими докладами приехали. Областная конференция, которая состоялась дважды, прошла под названием «С чего начинается Родина». Это не вопрос, потому что ответ семье Титаренко известен.
— Мы заручились поддержкой учителей и школьников, что такие конференции необходимы, — говорят педагоги. — Ребята, используя собственные исследовательские работы, имеют возможность реализовать себя. Для чего мы в школе находимся? Чтобы дать ребенку возможность самореализации.
С 1 сентября на базе ивановской школы при поддержке областного ИППК открыта научно-исследовательская лаборатория по внедрению родиноведения в общеобразовательные учреждения области.
— У нас основная часть материала ориентирована на Ивановский район. А сейчас получили предложение, что курс должен быть расширен до той степени, чтобы его можно было использовать в других школах области, — говорят Титаренко. — Сейчас мы должны написать учебник и методическое пособие, которые были бы востребованы в других учебных заведениях области.
Кроме учебника, педагогический дуэт Титаренко создал электронный энциклопедический словарь учителя-краеведа, и многие учителя области им уже пользуются. Он включает в себя более 1300 статей по краеведению, удобно сверстан, его можно держать в компьютере прямо на рабочем столе и в нужный момент найти, что надо.
«Ойкос» за экологию
16 лет в ивановской школе работает детская общественная научно-исследовательская организация «Ойкос», которой руководят все те же супруги Титаренко. В нее входят 32 участника с 6-го по 11-й классы.
Участники «Ойкоса» создали электронный музей «Достучаться до сердец», поднимающий проблемы экологии. Со своими выступлениями в поддержку родной природы они проехали по детским домам. «Ойкос» — трижды лауреат всероссийского конкурса экологических проектов, со своими исследовательскими работами его участники выступали и в Хабаровске, и во Владивостоке, и в Благовещенске много раз.
— Главное — не выступить, воспитывает и учит сам процесс подготовки, — говорят учителя. — Чем больше потрачено энергии и эмоций, тем ценнее.
Международные проекты были осуществлены на гранты зарубежных природоохранных организаций. Это «Музей экологического предупреждения», с которым потом ездили по области, а также «Сага об амурских прериях», реализованный на территории одного из заказников. Ребята провели ряд работ — начиная от санитарной очистки и заканчивая составлением экологической карты посадки редких растений и деревьев.
И сейчас «Ойкос» выполняет проект «Зов, который в сердце» на территории Березовского заказника. Среди его целей — изучение растительного и животного мира, социологическое исследование, пропаганда экологических знаний, природоохранная деятельность.
«Виват географам»!
Супруги Титаренко признаются, что выбрали не географию — они выбрали школу как место применения своих профессиональных знаний и навыков. И в пользу своего выбора приводят немало аргументов.
— Это совершенно отдельная область, где двух похожих дней не бывает, — говорит Александр Федорович. — Где можно творить, где можно увидеть свой результат. Где можно порадоваться не только за себя, но и за детей и за коллег.
— Ни на одном производстве, ни в какой другой профессии нет столько эмоций, которые испытывает учитель, — вторит ему Татьяна Ивановна. — За день работы с таким количеством детей общаешься, а они такие все разные, у них аура разная. С одной стороны, мы от них заряжаемся, иногда устаем, иногда восхищаемся, иногда смеемся взахлеб, иногда огорчаемся. Это такой спектр эмоций — ни на одном предприятии, мне кажется, такого нет.
В школе сегодня работать интересно, убеждены Титаренко. Применение информационных технологий облегчает труд учителя, делает урок более познавательным. Да и учитель сегодня не ментор, а режиссер урока. В кабинете географии есть мультимедийная установка, интерактивная доска, большой телевизор.
— Единственное, нам хотелось бы, чтобы в кабинете географии каждый ребенок сидел за персональным компьютером, — говорит Татьяна Ивановна. — Но думаю, что это не за горами. Вспомните свои школьные годы — учитель стоит у доски и показывает картинку, ребенок за первой партой ее посмотрит, а задние ряды — вряд ли. А сейчас нет проблем: села дома за компьютер, отсканировала карту — и увеличиваю ее пошагово до тех пор, как мне надо. И есть возможность показать это все детям.
Ребята отвечают взаимностью. В этом году в школе проводили встречу с выпускниками. Одна выпускница опоздала. И когда ее спросили почему, Юля вместо ответа молча и спокойно взяла стул, поставила к столу, поднялась на него и прочла стихотворение «Виват географам, виват!». И все засмеялись, потому что вспомнили случай многолетней давности.
Заканчивался учебный год, Александр Федорович уже выставил годовые оценки своим шестиклассникам. И та же самая Юля, крошечная девчушка, вытащила стул к доске, забралась на него и громко продекламировала стихотворение, прославляющее географов. Разве после этого можно не любить свою профессию?
Добавить комментарий
Комментарии