Времени на раздумья по поводу вступления в СРО уже не осталось.Времени на раздумья по поводу вступления в СРО уже не осталось.

Если амурские объединения строителей не получат заветный статус СРО в ближайшее время, строители области могут остаться в простое.

Напомним, Правительство РФ придумало своеобразную «коммуну» для строителей, призванную упорядочить работу многочисленных фирм и компаний, действующих в этой сфере, — саморегулируемую организацию. С первого января 2010 года аннулируются все лицензии на любые строительные работы, их роль возьмут на себя допуски на ведение этих самых работ, выданные строительными саморегулируемыми организациями.

Круговая порука

В области зарегистрировано уже два некоммерческих партнерства строителей — НП «Объединение строителей Приамурья» под руководством Владимира Алифиренко и НП «Союз строителей Амурской области» во главе с Александром Синьковым. Получение статуса некоммерческого объединения — первый шаг для регистрации в качестве СРО. Но до вожделенного статуса еще шагать и шагать. В строительной СРО должно быть не меньше 100 членов, каждый из которых обязан внести в компенсационный фонд организации не менее 300 тысяч рублей и получить страховку гражданской ответственности (до 30 тысяч рублей в год — без страховки взнос составит не менее миллиона рублей).

Компенсационный фонд — та самая финансовая подушка, которая должна стать гарантом качества произведенных работ для потребителей. СРО будет действовать по правилу маленького принца — мы в ответе за тех, кого приручили. За любой проступок члена организации, причинившего ущерб, частично платить придется из общего котла — финансовой «заначки» строителей.

Собранные с членов взносы переведут на депозитный счет в банк, и взять их оттуда СРО имеет право в первую очередь по решению суда. Например, в том случае, если пострадавший от некачественной работы фирмы человек отсудит себе компенсацию, которую не смогут погасить страховка и сама провинившаяся компания, жертве строителей платят из «загашника». Также капитал можно «потревожить», если средства были ошибочно переведены на счет, или в том случае, если их переводят в активы, способные пополнить фонд. По словам амурских строителей, компенсационные фонды станут большим подспорьем для банков — ведь использовать эти немалые суммы СРО может только в экстренных случаях.

При этом, правда, круговая порука не распространяется на «кинутых» дольщиков — СРО не компенсирует их потери, и им придется самим воевать с недобросовестными застройщиками.

С другой стороны, появление саморегуляции все же должно сократить число «строительных пирамид», собирающих миллионы с простодушных россиян. Если раньше получение лицензии сроком на пять лет обходилось максимум в 15—25 тысяч рублей и в течение этого периода фирма никем не проверялась на соответствие полученному разрешению, то теперь обманывать будет слишком дорого. Да и контрольная комиссия, работающая внутри СРО, ежегодно будет «шерстить» всех членов организации на наличие кадров, оборудования и прочих ресурсов для ведения заявленных работ.

Зачистка стройплощадок

Сейчас, по данным амурского отделения лицензионного центра, в Приамурье действует более 800 лицензий на разного рода работы, связанные со строительством. Но, по словам президента Союза строителей Амурской области Александра Синькова, большая часть из них существует только на бумаге. Таким образом, образование СРО «вычистит» рынок от нечистоплотных участников.

— Эти владельцы «не работающих» лицензий, намеренно занижая стоимость объектов на аукционах, требуют откатов — сейчас таких развелось очень много, — считает Александр Николаевич. — Это, можно сказать, строительный терроризм. СРО позволит от них избавиться.

Членами двух партнерств уже стали в общей сложности уже более 300 компаний. Но десятки мелких фирм, занимающихся ремонтом, евроокнами и прочими негромоздкими работами, остались за бортом.

В объединениях строителей на эту проблему смотрят по-разному.

— Я вижу только один выход — объединение. Фирмы и предприниматели должны объединяться в одну организацию, вступать в СРО и получать допуски, а потом работать самостоятельно внутри этой фирмы, — говорит председатель правления НП «Объединение строителей Приамурья» Владимир Алифиренко.

А в другом некоммерческом партнерстве — Союзе строителей области — считают, что в силах помочь таким компаниям.

— К нам обратились несколько десятков фирм, у которых не хватало своих средств на взнос, — рассказал Александр Синьков. — Мы рассмотрели эти заявки на нашем совете и оказали помощь — члены НП дали средства в кредит с рассрочкой до нового года.

В правительство поступали предложения дифференцировать взносы в фонд в зависимости от объемов капитала компании. Но власти предержащие неумолимы — лепта осталась одинаковой для всех.

На авось дом не построишь

Союз строителей Амурской области преодолел порог компенсационного фонда в 30 миллионов. В нем состоит уже более 170 членов, при этом 120 из них перечислили необходимые 300 тысяч в фонд и теперь в активе НП более 35 миллионов рублей. Накануне представители союза полетели в Москву подавать документы для регистрации в Ростехнадзор. Чуть отстают от них коллеги из Объединения строителей Приамурья.

— У нас сейчас свыше 160 членов, и пока 91 из них перечислил 300 тысяч рублей. В фонде более 27 миллионов рублей, но мы изыскиваем средства и практически уверены, что к концу ноября получим статус, — обрисовал ситуацию Владимир Алифиренко.

А пока в Амурской области суд да дело, некоторые строительные предприятия уже «ушли» в СРО других регионов — Москвы, Хабаровска. «Нас тоже звали в Москву, но там значительно дороже обходится членство. И я уверен, что суммы взносов еще будут расти. Тем более что работать с руководством СРО дистанционно будет очень неудобно», — заявил Александр Синьков, возглавляющий, кроме НП, еще и ЗАО «Амурстрой».

Главная проблема создания СРО — в один голос заявляют главы двух партнерств — преодолеть хрестоматийную русскую инерцию строителей. По словам специалистов, отменить лицензирование порывались уже давно — несколько раз российское правительство грозилось ввести обязательную саморегуляцию для строителей, но всякий раз шло на попятный. «Чего же они от людей хотят — все до последнего надеялись, что сроки отмены лицензий продлят. Тем более, что уже имея закон об отмене лицензирования с начала 2010 года, Министерство регионального развития РФ почему-то выдавало лицензии и на 2012, и 2013 годы», — недоумевает председатель Объединения строителей Приамурья.

Цена «квадрата» — в квадрате?

Понятно, что содержание СРО ляжет на плечи ее членов. Помимо компенсационного взноса, они должны заплатить еще и вступительный и ежемесячные членские. В Союзе амурских строителей пока не берут вступительных выплат, лишь членские (три тысячи рублей в месяц) — «повышаем привлекательность вступления в наше партнерство», — объясняют в организации. Члены Союза объединения строителей Приамурья для вступления в него заплатили 30 тысяч рублей (юридические лица) и 15 (индивидуальные предприниматели) и ежемесячно будут отдавать по пять тысяч рублей членских взносов. На эти средства и будет содержаться аппарат СРО.

Но каждая копейка, потраченная на саморегулирование, скорее всего, аукнется покупателям жилья, то есть войдет в стоимость квадратного метра.

— На мой взгляд, если и вырастет цена «квадрата», то это будет не так заметно, — поделился мнением Александр Синьков.

— Сейчас строителей вынуждают на повышение цены «квадрата» порой необоснованные технические условия: нам дают участки с большими площадями под снос, требуют большие суммы для подключения домов к коммуникациям, — пояснил Владимир Алифиренко. — Есть причины и в малоэффективной работе самих строительных организаций. Все это в итоге накладывается на стоимость жилья. Думаю, что, объединившись, строители смогут лучше защищать свои интересы, а значит, и интересы покупателей.

Мнение

Директор амурского отделения Федерального лицензионного центра при Росстрое Александр Кряжев:

— Контроль за деятельностью строительных фирм и есть основная задача СРО, и в этом ее главная польза. Государственный контроль за строящимися и ремонтируемыми объектами никто не отменял. А вот проверять сами фирмы теперь будут СРО. Не зря на получение допуска к работам дается месяц — за это время контрольная комиссия СРО проверит все активы компании. И здесь требования даже жестче, чем при лицензировании. например, если раньше для получения лицензии на определенный вид работ нужен был как минимум один специалист с высшим образованием и не менее чем трехлетним опытом работы, то теперь нужно не менее трех таких специалистов. Контрольная комиссия СРО каждый год обязана проверять своих членов на соответствие допуску в части кадров, техники, строительных баз. А следить за работой самой СРО назначен Ростехнадзор, который и регистрирует организации.

Подробности о проблемах вступления в СРО читайте в следующем четверговом номере «АП».