Люди мучаются бессонницей, звери нервничают, коровы снижают удои, а виной всему полученный при переходе на зимнее время час. Если о людских страданиях, как-то: вялость, бессонница, недосып и скачки давления — давно известно, то муки животных обычно не берут в расчет.
«60 минут — это много или мало?», — спросили мы сельхозпроизводителей области, перефразировав известную кино-песню.
Выяснилось, что это — кому как. Для высокопродуктивных коров колхоза «Амурский партизан», что в Тамбовке, это не шутка. В воскресенье животные там изрядно понервничали, не дождавшись в положенный час дойки. Доильные аппараты включили в полдень, но уже по новому времени. И сказка о найденном времени обернулась историей о пустом вымени.
— Утром в воскресенье мы доили их по старому, а в обед уже по новому времени, — рассказывает главный зоотехник колхоза «Амурский партизан» Тамбовского района Татьяна Шустрова. — Животные к своему распорядку привыкли — знают, когда у них кормежка, когда дойка. Так вот, за этот день мы недосчитались ста литров молока с нашей 401 коровы. И в понедельник потери были. А перенести дойку никак нельзя — придется тогда перестраивать весь график работы. Несколько дней пройдет, прежде чем животные перестроятся и восстановят продуктивность. Что интересно, переход на летнее время они легче переносят, никаких особых волнений я не замечала.
Практика показывает, что животную жизнь сложно «повернуть» на час — конечно, не то чтобы дойку ни на миг не передвинешь, но каждый миг отсрочки буренки чувствуют, что называется, на собственном вымени. Острее всего переход ощутили молодые животные-первотелки, которым три-четыре года от роду. Их удои снизились больше, чем у бывалых рогатых кормилиц, и волновались «молодки» сильнее. Нашлись даже такие, которые своим возмущенным «мууу» «проголосовали» против перевода часов. Некоторые коровы даже мычали, чего обычно не бывает — как будто с упреком, мол, чего ты, хозяйка, меня не доишь — уже пора, рассказали в «Амурском партизане».
— Мы часы перевели, но сразу дойку на час не переносим, чтобы животных не нервировать. Постепенно, сначала на полчаса сдвинули, потом еще на столько же — и утром, и в обед, — поделились хитростью в колхозе «Луч» Ивановского района. — В итоге потери производительности есть, но незначительные — мы ежедневно с 500 коров надаиваем около 7,4 тонны молока, а удои упали литров на 50.
По данным специалистов областного минсельхоза, коровы обзаводятся своими привычками, перемену которых воспринимают болезненно. Так что если обычно у буренок дойка в пять утра, то к этому времени у них и молоко интенсивнее вырабатывается.
А вот курам на перевод часов «по барабану».
— У нас освещение искусственное, несушки о переводе часов, скорее всего, и не подозревают, а если и подозревают, то виду не подают. Во всяком случае яйценоскость в этот период не падает, — сообщили на белогорской птицефабрике ООО «СПК «Амурптицепром».
Зато болезненно воспринимают переход на зимнее время звери, живущие в неволе. Чтобы справиться о самочувствии питомцев ивановского зоопарка «Дом природы», мы позвонили его хозяину Виктору Сороковому и вместо голоса в трубке услышали недовольный звериный рев — Виктор Михайлович как раз кормил зверей. Восьмимесячным медвежатам Даше и Паше из «Дома природы» пришлось вчера поволноваться — ужин там передвинули на час позже, чтобы за ночь они не оголодали вовсе.
— Зверей мы кормим дважды в день — утром в 9 часов и в обед в 14 — 14.30. А теперь вторую кормежку сдвинули на полтора часа — до 16 часов. А то им слишком голодно дожидаться утра, — перекрикивая возмущенных медвежат, рассказал Виктор Сороковой. — Больше всего из-за перевода часов нервничает «молодежь»: медвежата и барсучата — эти вот даже на клетку лезут, так проголодались.
В Ивановке прижился Носик
В зоопарке Ивановки «Дом природы» появился новый и весьма экзотичный житель — двухлетняя носуха по имени Носик. Его выменяли на барсучиху в гастролирующем в Благовещенске зоопарке. Правда, пришлось доплатить — носуха оценивается в 15 тысяч рублей, а барсук всего в 10. «Носухи — уроженцы южной Америки и любят тепло. Поэтому, как только холода ударили, мы его перевели в помещение. Ест Носик у нас все почти — фрукты, молоко, яйца. Особенно охоч до куриных голов», — рассказал директор «Дома природы» Виктор Сороковой. Возможно, уже следующей весной у Носика появится подружка — Виктор Михайлович планирует купить ее в том же передвижном зоопарке.
Добавить комментарий
Комментарии