Сегодня Эдуард один воспитывает троих детей.Сегодня Эдуард один воспитывает троих детей.

Заветного документа Эдуард Якименко из Благовещенска, оставшийся вдовцом, добивался почти два года, пока городской суд не вынес решение в его пользу.

Семейная трагедия

Еще два года назад в семье Якименко, педагогов из Благовещенска, царили любовь и счастье, супруги ожидали рождения сына. Для 29-летней Светланы маленький Илья стал первенцем, а вот 37-летний Эдуард с появлением малыша уже мог претендовать на статус многодетного папы. От первого брака у мужчины было две дочери, которые тоже жили с ними.

Чтобы стать полноценной многодетной семьей, супруги решили соблюсти все формальности. И Светлана накануне своего 30-летия удочерила старших девочек. К сожалению, недолгим было семейное счастье — 3 ноября 2007 года Светланы не стало. Жизнь молодой женщины оборвалась трагически. В тот день они с Эдуардом собирались отвезти дочерей в гости к своим родителям в Екатеринославку, а на следующий планировали вернуться в Благовещенск (4 ноября их ждало радостное событие — должны были получить ипотеку). Но только жизнь распорядилась иначе.

По дороге в поселок машина попала на гололед и перевернулась набок. Светлана оказалась зажатой между дверью автомобиля и асфальтом. Мгновенная смерть.

Странные законы

— Светлана знала, что материнский капитал нашей семье не положен, она родила только одного ребенка, а двое старших были усыновлены ею, — рассказывает Эдуард Якименко. — А в законе сказано, что падчерицы и пасынки не учитываются, поэтому мы не стали добиваться сертификата. Но после смерти жены мои родные и друзья стали настаивать: «Давай, пытайся оформить его — ты же всем детям родной отец!» Вот я и подал документы в Пенсионный фонд в Благовещенске. Там изучили их, и мне отказали.

Сотрудники фонда мотивировали такой ответ тем, что после смерти матери отцу передается ее право. Но такого права у Светланы не было, а следовательно, и Эдуарду ничего не положено. Дальше «биться» у мужчины не было ни физических, ни моральных сил.

По словам Эдуарда Якименко, ему помогла благовещенская прокуратура. Специалисты вышли на него после прокурорской проверки в Пенсионном фонде и изучения дел тех, кому было отказано в материнском капитале. А ситуация с Эдуардом была неоднозначной. Да, его супруга не могла претендовать на материнский капитал, но у него, как у отца, могло быть право на получение сертификата. И этот отказ прокуратура Благовещенска расценила как нарушение конституционных прав человека. Поскольку в РФ мужчина и женщина имеют равные права и свободы, а также возможности для их реализации. Сотрудники прокуратуры обратились в городской суд, и он признал отказ незаконным.

В минувший вторник Эдуард Якименко наконец-то получил в Пенсионном фонде долгожданный сертификат. А в ближайшее время мужчина может претендовать на единовременную выплату в размере 12 тысяч рублей.

Случай с многодетным отцом-одиночкой Эдуардом Якименко действительно уникальный. И для нашей области, и для России это — прецедент. Поскольку решения судебных инстанций идут вразрез с федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Между тем дело о материнском капитале для отца нельзя считать завершенным. Уравление Пенсионного фонда в Благовещенске направило надзорную жалобу в Верховный суд РФ, который может выйти с законодательной инициативой, чтобы впоследствии урегулировать данный вопрос на законодательном уровне. Максимальный срок рассмотрения дела в Верховном суде составляет три месяца. После чего будет принято решение, которое внесет ясность: как действовать Пенсионному фонду в подобных обстоятельствах.

Жизнь до и после

300 тысяч, по нынешним меркам, не так уж и много. Особенно для семьи, где растут трое детей. Эти деньги, по словам Эдуарда Якименко, они предполагают потратить на образование старшей дочери. Виктория сейчас оканчивает 11-й класс.

— Конечно, будем надеяться, что Вика поступит сама, ведь учится хорошо, изучает китайский язык, занимается в лицее АмГУ, но на всякий случай мы подстрахуемся, — признается ее папа. — А вообще наша мечта — купить квартиру в Благовещенске. Увы, но под жилищную программу для молодых семей мы не попадаем, в очередь на социальное жилье нас не ставят (доход выше положенного), а ипотеку мне одному не дают, учитывая тот самый доход. Не положено нашей семье и муниципальное жилье, поскольку коммунально-строительный колледж, где работаю, относится к федеральным учреждениям. Получается такой вот замкнутый круг. Честно сказать, обидно, ведь работаю в образовании уже 18 лет, Света тоже преподавала.

Собственное жилье для Якименко (как и для многих других амурских семей) — самая главная и пока нереальная мечта. Сегодня его семья живет в общежитии колледжа, в двух комнатах. И больнее им оттого, что два года назад она почти сбылась. 4 ноября 2007 года супруги, если бы неслучившаяся трагедия, унесшая жизнь Светланы, по ипотеке приобрели бы жилье.

— Мы жили, надеялись, верили, Светланка должна была выйти на работу, мы присмотрели 4-комнатную квартиру, оставалось уладить формальности в банке, но все рухнуло в один момент, — рассказывает Эдуард Юрьевич. — В день похорон мне звонили из банка, но было уже не до этого. А сейчас такая квартира на миллион дороже, и мне одному ее не потянуть.

Мама на картинке

Сейчас младшенькому Илюшке два года и восемь месяцев. И ровно два года он живет без мамы. Свою молодую и красивую мамочку бойкий мальчуган знает только по фотографии. Но пока не задает столь болезненного для своих родных вопроса: «Где же мама?»

— В зале у нас стоит свадебная фотография родителей, и Илья знает, что невеста — это его мама, — рассказывает старшая из детей Виктория. — Водит пальцем по фотографии и говорит: «Мама, мама». Но он пока не понимает. Меня как-то пытался назвать мамой, но мы ему объяснили, что я сестра — так же, как и Лера. Что потом будем говорить — не знаем.

Сейчас воспитанием Ильи занимаются бабушки, он ходит в детский сад в Екатеринославке. С Эдуардом живут старшие дочери — 16-летняя Вика и 9-летняя Лера, девочки учатся в школе. Но выходные отец и сестренки проводят вместе с Ильей. Следующей осенью малыш будет жить с отцом и пойдет в благовещенский сад. Место за ним уже закреплено.

Сейчас все заботы о младших и папе лежат на плечах старшей Виктории. Девушка теперь за хозяйку в их дружной семье. Уборка, готовка и стирка на ней, младшая Лера по возможности помогает.

— Не знаю, как я выдержал, если б не дети, — признается Эдуард. — Но, думаю, вместе мы все преодолеем, справимся.