Напомним, раньше территории Приамурья, приравненные к районам Крайнего Севера, запасались топливом заранее — уголь доставлялся во время навигации речным флотом. Поставку топлива в отдаленные города и районы финансировала федеральная казна, но в связи с изменениями в законодательстве с 2005 года регионы сами отвечают за северный завоз на своих территориях. Потому и суммы, направленные на обеспечение зимовки, существенно снизились. В итоге муниципалитетам пришлось переплачивать за доставку топлива наземным транспортом.
Однако в 2007 году в связи с изменениями в федеральном законодательстве регионам было предоставлено право централизовать завоз в отдаленные территории — при условии принятия закона, устанавливающего перечень товаров и услуг, необходимых для осуществления централизованной поставки. Депутаты Зейского горсовета в начале года обратились в Заксобрание с инициативой вернуть централизованный северный завоз.
По их мнению, прежняя схема доставки топлива по реке позволяла значительно снизить закупочную стоимость, расходы за хранение угля и транспортные услуги. Но с принятием в 2005 году федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд» отлаженный механизм фактически был разрушен, что привело к значительному удорожанию угля и услуг, связанных с его доставкой. Амурские парламентарии зейских коллег поддержали и приняли соответствующий закон. Кстати, на него большие надежды возлагали и речники, которые из-за проблем с северным завозом находились на грани закрытия. Однако на прошедшей сессии народные избранники проголосовали за то, чтобы приостановить действие закона до 2011 года.
— Для бесперебойного прохождения отопительного сезона в областном бюджете на 2010 год предусмотрены субсидии муниципальным образованиям на софинансирование расходов по заготовке топлива, — пояснил зампред областного правительства — министр строительства архитектуры и ЖКХ Александр Житков. — В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» субъект может оказывать помощь при обеспечении топливом территорий, приравненных к районам Крайнего севера, только в части населения. Предусмотренные бюджетом деньги на заготовку топлива вполне удовлетворяют данную потребность, которая в среднем на отопительный период составляет 54 миллиона рублей. Кроме того, есть условия для круглогодичной доставки топлива в северные районы области железнодорожным и автомобильным транспортом. В перечень попал только бурый уголь и только две территории — город Зея и поселок Октябрьский. До Зеи дороги есть — уголь можно завозить. На сегодняшний день его запасено на 161% от нормы, а в Октябрьский завезено 100% угля.
— В феврале только приняли закон и уже вносим изменения. Что изменилось за эти несколько месяцев в области, что мы не собираемся его исполнять в будущем году? — поинтересовался депутат Анатолий Белоногов. — Но меня больше всего убило то, что в пояснительной записке говорится, что доставка топлива речным транспортом дороже, чем на автомобиле. С каких это пор речной транспорт стал убыточным?
— Ситуация на автодороге Тыгда — Зея сегодня критическая, трасса изношена более чем на 90%, на ней 45 лет только заплатки ставили, — добавил коммунист Юрий Чапковский. — Когда большегрузные автомобили в последние годы начали вывозить уголь из Тыгды в Зею, это привело к тому, что дорога совершенно вышла из строя.
— Поправки никоим образом не ограничивают использование речного транспорта при поставках. Этот закон дает право правительству осуществлять централизованные закупки топлива, но он не ограничивает ввоз речным путем, железнодорожным или автомобильным и не меняет его правила, — пояснила зампред областного правительства — министр финансов Вера Щербина. — У нас сложилась система доставки топлива, которая нормально работает, нет никаких проблем с его доставкой во все населенные пункты области, поэтому мы считаем нецелесообразным осуществлять централизованные поставки через областной бюджет. К тому же это приведет к удорожанию услуги, и при регулировании тарифов придется пересматривать их в сторону увеличения. Поэтому мы предлагаем в 2010 году эту норму приостановить, а в перспективе вообще отменить действие этого закона.
Мнение
Раиса Черная, мэр города Зеи:
— Правительство области в любом случае не оставляет нас на произвол судьбы, ведь в бюджете предусматривают субсидии. В принципе, завозить топливо машинами или по реке, мы могли сами решать. Например, в этом году из 20 тысяч тонн угля, которые мы запасли на данный момент, 12 тысяч было доставлено речным транспортом. Мы бы и рады дальше работать с речниками, заключать с ними контракты, но у них часто возникают проблемы. Например, они по каким-то причинам не могли завезти весь необходимый объем угля, были другие моменты, которые затрудняли сотрудничество. А на сегодняшний день ситуация такова, что речного порта в Зее нет, поэтому завозить уголь придется только автомобилями. Но для нас главное — это уголь, а как его доставят, не столь важно, тем более что руководство области нас финансово поддерживает.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии