А таких немало — ежегодно из мест лишения освобождаются 2,3 тысячи амурчан. И большинство из них, увы, в силу разных причин пополняют ряды безработных.
Статья — камень преткновения
Денису Сергееву из Благовещенска (фамилия парня изменена) сейчас 23 года. Про таких говорят: «с темным прошлым», — 158-я. Украл, отсидел, вышел. Условно-досрочно — за примерное поведение скостили полгода. Освободился 15 декабря прошлого года. Казалось бы, все худшее позади, но что-то и новый «полосатый» год пока не спешит радовать парня. Буквально на грани отчаяния он обратился в редакцию «АП».
— Почти месяц я пытаюсь найти работу, обошел уже больше десятка мест, но все безрезультатно, — признается Денис. — Хотя запросов завышенных у меня нет, готов работать и грузчиком, и дворником, ездить на вахты, но не могу устроиться. Заполняю анкету, говорят: «Приди завтра». Прихожу: «Не подходишь, ты был судим». Получается, что отвечаю честно, и сразу «свободен». А я хочу работать, чтобы начать нормальную жизнь! У меня есть девушка, которая ждала, хочу создать семью, но как быть?
По словам молодого человека, до отбывания срока он работал у частного предпринимателя, занимался евроремонтом помещений. Бригада даже выезжала в районы. С радостью он вернулся бы к этой работе, но бывший работодатель свернул свой бизнес.
Пытался Денис найти место через знакомых. Предложили, правда, нелегальную — грузчиком в магазине. Но разве прожить молодой семье на 2 тысячи рублей? И где гарантия, что в конце месяца их точно получишь, а не «побородят» тебя? Ведь юридически здесь работник никак не защищен.
Кто ищет — находит
Между тем в службах занятости утверждают, что человек, отбывший наказание, при трудоустройстве обладает такими же правами, как и граждане, не преступившие закон.
— Практика показывает, что тот, кто хочет, находит работу, — говорит заместитель начальника Центра занятости населения по Благовещенску и Благовещенскому району Тамара Гаркушова. — То же касается и граждан, освобожденных из мест лишения свободы. Одно время я работала с такой категорией безработных — все зависит от человека. Другое дело, что чаще всего люди ищут место с высокой зарплатой, а этого, к сожалению, никто обещать не может. Зачастую предлагается прожиточный минимум, но не более.
Для того чтобы человеку могли помочь, он должен лично обратиться в службу занятости, заполнить анкету, представить необходимые документы: пас-порт с регистрацией по месту жительства (справка, что он освободился из мест лишения свободы), диплом об образовании, трудовую книжку (если есть). При наличии документов специалисты регистрируют гражданина как ищущего работу и в течение 10 дней предлагают подходящие вакансии, то есть соответствующие его уровню образования (в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О занятости населения»). В случае с Денисом это могут быть вакансии дворника, подсобного рабочего, грузчика, сторожа.
— В этот же период можем предложить человеку пройти профессиональное переобучение по специальностям, востребованным на рынке труда, — продолжает Гаркушова. — Если он соглашается, направляем его на курсы — например, на водительские. По окончании десятидневного срока, если гражданина не удалось трудо-устроить (но не он сам отказался от предлагаемых вариантов), мы признаем его безработным и назначаем пособие. Для лиц, не имеющих квалификации, оно минимальное и составляет 850 рублей в месяц (с учетом районного коэффициента — 1020 рублей). Пособие выплачивается в течение шести месяцев. Но в это время мы по-прежнему продолжаем предлагать соискателю варианты работы, и он сам ищет ее.
Однако, как показывает практика, освободившиеся из мест лишения свободы обращаются на биржу труда не часто. Так, например, в Благовещенском ЦЗН в 2009 году состояло на учете всего таких 36 граждан (те, кто представил справки). Впоследствии из них 7 человек были направлены на профобучение, 7 трудоустроены по рабочим специальностям. Один амурчанин отказался от посредничества центра, а двое в настоящий момент еще находятся в поисках работы (обратились в ноябре — декабре). 19 граждан были сняты с учета из-за длительной непосещаемости, и их «трудовая» судьба специалистам неизвестна.
Из зоны — в центр реабилитации
Под лежачий камень вода не течет. Но в случае с оступившимися людьми камнем преткновения зачастую становится статья, по которой они отбывали наказание. Запятнанная репутация для бывших осужденных — существенная преграда в их поиске работы.
— Когда гражданин освобождается из мест лишения свободы, он вступает в права наравне со всеми жителями области, — говорит начальник Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области Василий Синицкий. — И ему также приходится бороться за место под солнцем. Единственное, в чем можем поучаствовать мы, так это подготовить так называемую «школу освобождающихся». За три месяца до освобождения лиц мы извещаем районные ОВД, глав муниципальных образований, просим обратить внимание на его прописку и трудоустройство. Кроме того, берем проспекты из службы занятости — где какая работа по области предлагается. А дальше уже не наши функции — человек сам распоряжается своей судьбой.
По словам специалиста, два года назад в области существовала программа со службой занятости по квотированию рабочих мест после освобождения. Но их количество было «смешным» — 5—9 человек. Каждый год оно менялось, так как муниципальных предприятий немного, а представители малого и среднего бизнеса неохотно шли на это. И впоследствии программу свернули.
Однако даже эти 5—9 мест, по словам специалиста, проблему трудоустройства вчерашних осужденных не решили бы. На языке цифр — это 0,4 шанса для всех потенциальных соискателей работы. Сегодня же в местах не столь отдаленных находится порядка 7 тысяч амурчан (5,5 тысячи — в колониях, остальные — в СИЗО), ежегодно освобождается более 2,3 тысячи граждан.
Безработица, потеря родственных и социальных связей не оставляют людям возможности вернуться в нормальную жизнь. И они возвращаются за решетку. Так, из тех же 5,5 тысячи отбывающих наказание в колониях почти 3 тысячи осуждены во второй раз, а без малого 1700 амурчан — в третий и более разы.
Но, возможно, уже скоро появится надежда желающих встать на путь исправления. Сейчас в Приамурье готовится проект центра реабилитации для вышедших на свободу, тех, кому некуда идти.
— Сегодня нами, министерством соцзащиты совместно с правительством области разрабатывается проект реабилитационного центра для лиц, освобождающихся из мест лишения, его планируется открыть в Свободном в 2012 году, — рассказал Василий Васильевич. — Это очень затратный проект, потребуется целый штат специалистов, и все это ляжет на областной бюджет. Центр будет рассчитан на 100 мест, в нем временно (до полугода) смогут проживать те граждане, которым вообще некуда пойти. За это время человек сможет найти работу и жилье. Кстати, подобный реабилитационный приют действует уже четыре года в Красноярске.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии