Однозначно, что многополезный, к тому же олимпийский вид спорта находится в Приамурье на подъеме. Более подробно о положении дел в нем корреспонденту «АП» рассказал председатель областной федерации лыжного спорта Сергей
Воробьев.
Возродили федерацию
— Сергей Александрович, когда и как началось вызволение вашей спортивной дисциплины из глубокой ямы, в которую она угодила в трудные для спорта 90-е годы?
— По ряду причин мы занялись этим только в 2006 году. Чашу терпения переполнил чемпионат области, в котором участвовало всего 26 лыжников. Самому молодому участнику было 32 года, самому старшему — далеко за 50. Выступали одни ветераны. После гонок мужики собрались и сказали: надо что-то делать, иначе лыжи скоро вымрут как мамонты. В основном имелся в виду Благовещенск, в Тынде и Зее лыжные отделения при ДЮСШ все эти годы работали. Не так продуктивно, как раньше, но работали. Начали с воссоздания областной федерации, прекратившей свою деятельность лет 15 назад. Зарегистрировали ее в ноябре 2006 года, а в 2008-м стали членами всероссийской федерации.
— Что изменилось к лучшему с тех пор?
— Резко увеличился календарь проводимых соревнований. Четыре года назад он включал в себя три позиции, в нынешнем сезоне — 10. Ежегодно растет их массовость. К примеру, если в предыдущем чемпионате-первенстве участвовало 67 спортсменов, то в соревнованиях 2010 года их количество возросло вдвое. Победители и призеры определялись в шести возрастных группах. На местах стали выделять значительно больше средств на экипировку лыжников и командирование их на областные соревнования. На последнюю область Зея, Тында, Свободный, Белогорск выставили команды из более 10 спортсменов. Восемь человек приехали из Талакана, семь — из Зейского района.
Особенно большие положительные подвижки произошли в Благовещенске. Пять-шесть лет назад на его лыжных базах было немноголюдно даже в выходные дни. В этом сезоне мы перестали проводить соревнования по воскресеньям, так как желающих покататься на лыжах собирается столько — не протолкнуться. Важное событие произошло осенью 2006 года: на спортивной базе ООО «Россия» открылась секция лыжного спорта. Пока это не отделение ДЮСШ, а кружок при Центре эстетического воспитания детей. Пока в нем всего один педагог. Тем не менее это большой шаг вперед. На сегодняшний день у Юрия Пичуева занимаются лыжами около 40 школьников из Благовещенска, Моховой Пади и детского дома села Садового.
На ветеранов — равняйсь!
— Где еще в области готовят лыжников?
— По одному детскому тренеру работают в Белогорске, Овсянке, Береговом, Романовке, два — в Талакане, три — в Свободном, четыре — в Зее. Было время, когда в отделении лыжных гонок тындинской спортшколы работали семь тренеров. Сейчас осталось всего двое, остальные ушли туда, где больше платят. Тренерская работа по-прежнему одна из самых малооплачиваемых. Получать за нее в северной Тынде 12—15 тысяч — это очень мало.
— С массовостью у нас дело обстоит достаточно хорошо, а с мастерством? Как выглядят наши лыжники на дальневосточной зоне?
— Она не проводится более 15 лет: в Москве отнесли наш регион к нелыжным. С этого года стали проводить объединенный чемпионат-первенство Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. В первых числах февраля мы отправили в Новосибирск двух зейских лыжников — Олега Лисицу и Дениса Коновалова. Самому интересно, как ребята откатают на зоне. Они поехали на юношеское первенство, а на взрослый чемпионат у нас отправлять некого. Вот по ветеранам мы на Дальнем Востоке выглядим прилично. На недавнем открытом первенстве Приморского края Сергей Сергеев, Минсалин Сагидулин, Вячеслав Агапов стали в своих возрастных группах победителями, а Анатолий Дехнич занял второе место.
90 километров в день
— Последней из амурчан покорила мастерскую вершину Маргарита Кирясова. Это было в самом начале восьмидесятых годов.
— Меня недавно в областном центре развития спорта укорили: «Что-то у вас, лыжников, давно мастера спорта не появляются». В пример поставили единоборцев. В вольной борьбе, самбо или боксе мастерское звание можно выполнить на нескольких дальневосточных турнирах. В лыжах его можно заработать на соревнованиях ранга не ниже чемпионата Сибири и Дальнего Востока. Причем надо занять достаточно высокое место. Если в гонке участвуют 20 мастеров спорта, необходимо попасть в первую десятку, если их пять — пробиться в призовую тройку.
— Наверное, это не единственная трудность?
— Конечно. Наш вид спорта очень тяжелый. Тренироваться и соревноваться приходится при 20—25 градусах мороза. Зачастую они приправлены северным ветерком. А за одну тренировку наматываешь не один десяток километров. Я в свое время по 90 за день проходил. Высоких результатов могут добиться только фанаты, а среди нынешней молодежи их в последнее время все меньше и меньше становится. Фундамент подготовки лыжника закладывается в межсезонье, а у нас на всю область всего одна лыжероллерная трасса имеется — в неблизкой Тынде. Тренеры для подготовки мастеров спорта должны быть более высокой квалификации. За время учебы в школе это звание не выполнишь, а после ее окончания перспективные ребята уезжают в другие города. Там их устраивают в вузы, платят им спортивные стипендии и создают условия для тренировок. Трое воспитанников тындинской спортшколы, уехав в Хабаровск, вскоре стали мастерами спорта. Само собой, должно быть соответствующее финансирование. Хотя бы раз в пять-шесть больше, чем мы имеем сейчас. И это, поверьте, далеко не все наши преграды на пути к мастерскому званию и просто высоким результатам.
«Россию» — лыжникам
— Самая главная проблема на сегодняшний день?
— Прочитал в вашей газете, что в марте спортивно-оздоровительный комплекс «Россия» в Моховой Пади выставят на аукцион. Это последний оплот лыжного спорта в Благовещенске. Базы «Снежинка» и «Динамо» предназначены для отдыха горожан. На них нет трасс для проведения городских и областных соревнований. Они есть только на «России». Руководитель фирмы Михаил Корнеев в течение многих лет оказывал лыжникам всяческую поддержку. Будет ли ее оказывать новый хозяин — неизвестно. По-хорошему, эту базу надо передать в муниципальную собственность. Но как это сделать? Не будет у нас «России», снова канет в Лету лыжный спорт. И не только в Благовещенске.
— Своей спортивной мечтой не поделитесь?
— Мечтаю о том дне, когда наш лыжник выполнит норму мастера спорта. Уверен, такой день скоро придет. Иначе нет смысла работать.
Докатался до российского финала
Вчера вернулись из Новосибирска двое зейских лыжников. Они впервые участвовали в юношеском первенстве Сибирского и Дальневосточного федеральных округов по лыжным гонкам.
Успешно дебютировал в нем Олег Лисица. На дистанции 10 километров классическим ходом он занял 17-е место, коньковым — 23-е. Очень хороший результат, если учесть, что в гонках принимали участие 124 спортсмена. В числе 30 лучших лыжников Сибири и Дальнего Востока Олег Лисица в конце февраля выступит в Златоусте в финале российского первенства. Он — воспитанник зейской детско-юношеской спортивной школы № 1. Лыжами занимается пять лет. Тренер — Виктор Борисенок.
Цена вопроса
Насколько дорогостоящ ваш вид спорта?
— Полная экипировка ведущих лыжников области стоит более 60 тысяч рублей. За пару лыж фирмы «Фишер» надо отдать 13500 рублей. За хорошие ботинки и палки — по 7500. Стоимость комбинезона — 6500. Плюс термобелье, крепление, перчатки, шапочка. Поскольку спортсмены бегут классическим и коньковым ходом, надо купить еще дополнительно лыжи, ботинки и палки. Очень дорого стоят лыжные мази.
На какие деньги экипируются члены сборной области?
— В основном лыжники покупают все на свои кровные. Правда, летом прошлого года нам из областного бюджета выделили два миллиона рублей на приобретение лыжного инвентаря. Деньги мы распределили в зависимости от количества в городах сборников. Благовещенск получил 900 тысяч рублей, Тында — 450, Зея — 350, Свободный — 150.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии