Так живут в Благовещенске все его земляки. Один из самых почитаемых своих праздников — день рождения главы страны Ким Чен Ира — они будут отмечать вдали от родины.
Любовь к русскому языку
— У вас в России не так много пишут о КНДР и наших традициях, люди ничего об этом не знают, — на хорошем русском сетует с порога приехавший на интервью Нам Ир Хо и начинает экскурс в историю своей страны. — До 1945 года страна была оккупирована японцами, и отец Ким Чен Ира — Ким Ир Сен — вел партизанскую войну. Потом в 1950 году была война с Южной Кореей, которую развязали американцы. Они бомбили Пхеньян — сбросили на него больше бомб, чем там жило в то время человек, город был разрушен полностью.
Нам — уроженец столицы КНДР — двухмиллионного Пхеньяна, но большую часть года проводит в Благовещенске. Как раз недавно он вернулся из отпуска — повидался с женой и двумя сыновьями. Добираться до Пхеньяна пришлось трое суток: сначала в Китай, а оттуда поездом в Корею. Самолеты в корейскую столицу регулярно летают только из Владивостока. «Пхеньян — современный город, — говорит он, — потому что после американских бомбежек там осталось целым только одно здание. Город после войны пришлось отстраивать заново».
Детство Нама прошло по привычной для северных корейцев схеме: сначала пионер (вступил как раз 16 февраля — в этот день корейцы массово зачисляют школьников в пионерию), потом комсомолец.
В школьные годы увлекался волейболом и запоем смотрел в кинотеатрах русские фильмы — «Семнадцать мгновений весны», «Иронию судьбы» и «Служебный роман». В школе из двух иностранных языков (русского и английского) выбрал углубленное изучение русского, потому что «русские — добрые соседи». Учить язык понравилось настолько, что наш герой решил связать с ним профессию и, сам того не подозревая, связал жизнь. Окончив школу, он выбрал институт иностранных языков и стал переводчиком, владеющим русским и китайским. «Сейчас китайский плохо помню, но кое-что могу сказать. А как я выучил русский — это уж вам судить», — смеется Нам Ир Хо.
Трудовые будни
Русским языком Нам владеет хорошо, в отличие от его соплеменников, с которыми он работает в фирме «Мастер Ким» «прорабом» (как сам назвал свою должность). Коллеги Нама — рабочие, занимающиеся разнообразным ремонтом, — почти не говорят по-русски. Летом в Благовещенске трудятся до 200 выходцев из Северной Кореи, зимой, когда для ремонтных работ не сезон, в общежитии на ул. Нагорной живут около 100 корейцев. Все они работают вахтовым методом и бывают на родине раз в год — на один-два месяца. Обычно в Благовещенск на заработки из года в год приезжают одни и те же специалисты. Средний возраст рабочих — 30—36 лет.
Работают корейцы шесть дней в неделю, а по воскресеньям любят ходить в баню и петь караоке. В столовой общежития, рассчитанной на 90 — 100 человек, местные жители завтракают и ужинают, обед берут с собой на работу. Еду для них готовят повара из Кореи. Быт в общежитии спартанский: есть все самое необходимое, но не более того. В жилых комнатах двухъ-ярусные кровати, телевизор, вентилятор. Умывальная комната встречает посетителей рядами тазов и настольных зеркал. Все скромно, но чисто — каждое утро бригады убирают свою территорию. Рабочие держат даже домашних животных: в одной из комнат мы познакомились с хвостатым здешним обитателем — котом Алаги (в переводе с корейского «полосатый»).
В каждой из 16 комнат обязательно висят портреты двух лидеров — Ким Ир Сена и Ким Чен Ира и фотография, на которой они запечатлены вместе. Причем все портреты висят под особым наклоном — чтобы руководители страны смотрели на стоящего перед ними. Купить эти портреты нельзя — их специально присылают из Кореи в каждый трудовой коллектив. В коридоре на стенде — «Трудовая газета» — официальный печатный орган КНДР. Ее еженедельно присылают сюда из корейского консульства в Хабаровске.
Красный день календаря
16 февраля — один из главных праздников корейского календаря: день рождения Великого руководителя (как сами корейцы его называют), действующего главы КНДР Ким Чен Ира. По официальной биографии, он родился в 1942 году в партизанском лагере в хижине у подножия самой высокой и почитаемой горы на Корейском полуострове — Пэктусан («Белоголовая гора»).
В день рождения лидера корейцы массово возлагают цветы к его памятнику, устраивают выставки цветов, международные соревнования по фигурному катанию.
— Помню, как в детстве с родителями ходил на традиционную выставку цветов, — рассказывает Нам. — Сейчас есть вид красной бегонии, названный в честь нашего лидера кимченирхва, или цветок Ким Чен Ира. Каждый, у кого есть такой дома, приносит его на выставку, где из цветов делают композиции, например в форме карты Кореи.
Дома в этот день все родные и близкие собираются за одним столом. Застолье обычно не обходится без национального рисового хлеба — тока, корейской лапши куксу, блюда из тушеных овощей, мяса и каштанов синсоло. На благовещенском столе корейских рабочих немного другие блюда. Кстати, едят северокорейцы исключительно металлическими палочками.
— Праздник не праздник без кимчи, — рассказывает через переводчика Ли Ген Бок, повар с 18-летним стажем. — В этот раз приготовим также жареную свинину, камбалу, блюдо из кальмара и манты. Почти все нужные приправы можно купить здесь на рынке. Недостает иногда специальных, например, свежих анчоусов.
16 февраля у амурских корейцев выходной: днем будут смотреть корейский телеканал (который здесь «ловит» спутниковая тарелка), играть в волейбол и национальные настольные игры, а вечером выпьют за здоровье Великого руководителя и споют караоке.
— Мы тоже выпиваем, у нас есть национальная рисовая водка, но в России ее не достать — будем пить русскую,— говорит Нам. — Выпить немного — это нормально. Говорят, что русские пьют много. думаю, русские пьют больше корейцев, но таких, чтобы из-за водки семью бросали, я здесь мало видел.
«Спокойные, но храбрые»
Проживший пять лет в России Нам говорит: «Русские от корейцев почти ничем не отличаются. Корейцы — спокойные очень, но если разозлить — храбрые». Того же мнения о своих иностранных подчиненных и президент группы компаний «Мастер Ким» Сергей Орлов.
— Это очень спокойный, скупой на эмоции и потрясающе трудолюбивый народ, — говорит он. — Вежливость у них в крови: в корейском языке практически нет ненормативной лексики. Корейским рабочим к нашему климату привыкать почти не пришлось — в КНДР он такой же, плюс большая влажность из-за близости моря. На Дальнем Востоке до сталинских репрессий жили около 200 тысяч корейцев, были национальные театры и даже учебные заведения. Наши народы издавна сотрудничают. Сейчас у нас не просто деловые отношения — ежегодно весной мы проводим в Благовещенске выставки корейских художников. Отправляем детей амурских военнослужащих, погибших при исполнении долга, в корейский международный детский лагерь «Вонсан».
По словам Сергея Михайловича, компания планирует расширяться — совместно со специалистами из КНДР запустить ряд небольших ферм. Выращивать женьшень, овощи и грибы по корейским технологиям, разводить коз для получения молока — эти проекты, возможно, уже в следующем году станут реальностью. Пока специалисты «Мастера Кима» взялись за разведение пчел в Белогорском районе: в прошлом году с пасеки собрали почти две тонны меда. Амурский мед «добывают» два корейских кандидата наук.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии