Начало пути
— Все! Разбегаемся! — эмоционально машут руками дефектоскописты, скрываясь внутри специализированной «таблетки». Авторы угрожающего предупреждения не шутят: предстоит сделать рентгеноснимок свежего стыка нефтепровода. Того самого, что свяжет нефтяным потоком Россию и Китай. Пушка рентгеноаппарата установлена прямо на трубе — процедура привычная, но для окружающих небезопасная. Именно поэтому всех просят удалиться. Еще несколько мгновений — и специалисты деловито упаковывают оборудование. Нефтепровод Сковородино — граница КНР строит вся страна.
— Мы из Ставрополья, — комментирует водитель-дефектоскопист Василий Гридчин. — Задача — обнаружить дефекты будущего нефтепровода еще до того, как он будет скрыт под землей. Просвечивается каждый стык. Любые поры, смещения, «непровары» видны как на ладони. С помощью рентгена они выявляются на 100 процентов. Нужно только проявить пленку и снять показания.
Тяжело удержаться от любопытства, когда можно буквально заглянуть внутрь международного нефтебизнеса. Двумя руками открываю массивный люк, перед глазами бездонная чернота. Вот оно, начало нефтяного пути. Свежий приемо-сдаточный пункт на нефтеперекачивающей станции в поселке Сковородино (НПС-21) — это исходная точка. Именно отсюда восточносибирская нефть пойдет в Китай.
Как уже писала «АП», межправительственное соглашение о строительстве южного ответвления нефтепровода ВСТО было подписано буквально в апреле 2009-го. До момента сдачи в эксплуатацию времени еще меньше. Почти семидесятикилометровый российский участок трубы практически готов. На китайской стороне работа тоже не стоит. Зарубежные партнеры приступили к монтажу подводного трубопровода на Амуре.
— Российский участок международного нефтепровода протянулся от Сковородина до Джалинды. Там сейчас возводится еще один приемо-сдаточный пункт. Сама труба построена еще в прошлом году. Она полностью гидроиспытана, проведена ее диагностика, какие были дефекты — устранены, — делится подробностями заместитель генерального директора ООО «Востокнефтепровод» Роман Ковалев. — Сейчас ведутся работы по благоустройству, монтаж узлов, задвижек, телемеханики и так далее.
Параллельным курсом
Напомним, объем нефти, поставляемой в Китай по новому ответвлению, составит примерно 15 миллионов тонн ежегодно. Срок контракта — 20 лет. Для осуществления этих планов необходимо увеличение пропускной способности основного нефтепровода ВСТО. Кстати, рядом с «китайским» направлением в сковородинской НПС-21 активно готовится к строительству вторая очередь ВСТО. Пока нефть отсюда добирается до тихоокеанского побережья по рельсам. Ежедневно железнодорожный пункт налива нефти пропускает через себя восемь составов, по 82 вагона в каждом.
После завершения строительства второй очереди, которая предусматривает прямой трубопровод в приморский порт Козьмино из Амурской области, железнодорожники без дела не останутся. Они продолжат транспортировать сырье параллельно с основным трубопроводом. Таким образом, поставки нефти за рубеж возрастут на порядок.
— Уже сегодня реализуется программа по расширению мощности ВСТО, — подчеркнул генеральный директор ООО «Востокнефтепровод» Виктор Бронников. — В рамках этой программы мы должны построить пять нефтеперекачивающих станций и резервные «нитки» на четырех подводных переходах. Четыре станции будут в Якутии и одна в Тынде. Они позволят повысить пропускную способность трубы с 30 до 50 миллионов тонн в год.
Меганасосы
По словам специалистов, увеличение объемов не сможет перегрузить НПС-21 в Сковородине. Ее основные мощности — шесть огромных резервуаров объемом по 50 тысяч кубометров каждый. Это одна из наиболее современных узловых нефтеперекачивающих станций. Подобные «меганасосы» есть в Тайшете (Иркутская область) и в Талакане (Саха — Якутия). Памятуя о недавнем инциденте с разливом нефти, не можем удержаться от вопроса о безопасности нефтяной столицы Приамурья.
— Систем защиты очень много — это система пожаротушения, автоматики, контролирующей давление в нефтепроводе (работает через космические спутники), и многое другое оборудование. Перечислять все очень долго, — разводит руками начальник НПС-21 Федор Гаврилов. — К примеру, упало давление на определенном участке — включаются задвижки, идет передача информации, проводится масса процедур, позволяющих оперативно среагировать на любую нештатную ситуацию.
Кроме того, есть так называемые СОД (средства очистки и диагностики). Они работают прямо внутри трубы, сканируя каждый миллиметр и беря во внимание любую царапину, ее характер, глубину и другие данные. Все это записывается в цифровом формате. Если есть необходимость — принимаются меры. В небе гул вертолета, поднимаем головы — над резервуарами кружит винтокрылая машина, и спустя мгновение она скрывается за вершинами сопок.
— Авиаторы по определенному графику визуально осматривают территорию, по которой проходит нефтепровод и основные узлы нашей системы, — добавляет гид по станции Роман Ковалев. — То есть ВСТО и ее составляющие под постоянным и самым разносторонним контролем.
На территории НПС есть своя полноценная пожарная часть, но в случае чего, главная и основная надежда на автоматический противопожарный блок.
Дело в том, что нефтяные резервуары — это не просто бочки с горючим, а сложные с инженерной точки зрения конструкции. Каждая питается системой водоснабжения, технической канализации и других коммуникаций, в том числе — противопожарной защиты.
После срабатывания специальных датчиков на резервуаре к очагу возгорания подается пена из противопожарного блока.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии