— Ольга Федоровна, какие, по-вашему, основные составляющие идеального учителя?
— Я думаю, что научить других может только тот педагог, который интересен ребенку, который интересуется жизнью и готов поучиться чему-то новому сам. Несомненно, учитель должен понимать, что его взгляд на мир — это не единственно правильная точка зрения. Мир прекрасен в его разнообразии, которое как раз можно увидеть в школе и благодаря детям.
— Есть что-то, чего явно недостаточно в системе обучения английскому языку в школах Амурской области?
— Не только в Амурской области, но и на Дальнем Востоке существует некая искусственная среда. Для того чтобы английский язык, которому учат в школе, быстро прогрессировал, нужна возможность общения с его носителями. Иначе он получается искусственным. В своей школе мы организовали виртуальное общение с помощью Интернета.
— Дети понимают, что сейчас без английского языка сложно достигнуть успеха?
— Понимают, пожалуй, даже больше, чем некоторые взрослые. Они с удовольствием готовят уроки, участвуют в олимпиадах, городских и международных проектах. Кстати, в международных конкурсах даже есть победители.
— Что это за международные проекты?
— Один из них называется «Мост через океан». Мы общаемся с некоторыми школами в США, каждый ребенок имеет там друга по переписке. Кроме того, мы обсуждаем какие-то темы, интересные в той и другой стране, затем обмениваемся информацией. Мы сделали свой сайт — сайт клуба друзей по переписке.
— За последние годы как-то изменилось отношение детей к английскому языку?
— Думаю, что в 90-е годы те дети, у которых обнаруживались какие-то языковые способности, занимались во многом потому, что им было приятно чувствовать успех в обучении, но сам язык не был так востребован. Со временем стало понятно, что без него никуда. Сейчас, даже если язык детям нелегко дается, они ставят перед собой цель и усердно учат его. В этом смысле нынешние дети более амбициозные, более целеустремленные, и уровень владения языком у них заметно выше.
— Еще со школы у меня осталось ощущение, что учителя английского языка живут в каком-то особом мире, заметно выделяются на фоне других педагогов. Почему так?
— Сама я этого не замечала, но часто слышу о том, что преподаватели английского языка отличаются какой-то особой интеллигентностью. Думаю, что те, кто преподает языки, видят мир несколько иначе. Это ведь не только набор других слов, но и другой взгляд, другое представление о жизни, немного другие ценности, и когда человек изучает иностранный язык, то он начинает смотреть на мир несколько иначе. Не случайно Гете сказал, что с каждым языком проживаешь новую жизнь. Может быть, это совпадает.
— Не могу не спросить про сериал «Школа». Как вы отреагировали на его появление?
— Бурно отреагировала. Взгляд режиссера, конечно, имеет право на существование, но то, что его продемонстрировали на Первом канале, создало представление о том, что это истина. Я сравниваю это с готовкой праздничного блюда: в итоге мы выносим гостям его, а не очистки, которые, несомненно, существуют. Этот сериал показал лишь десятую часть того, что есть в реальности.
— Кстати, о школе и учительстве. Почти все молодые люди нынче мечтают стать или юристами, или экономистами, а вот о профессии педагога мало кто грезит. Что нужно сделать для того, чтобы изменить ситуацию?
— Думаю, учителя для этого делают все возможное. Мои коллеги — замечательные, интересные люди, которые любят детей, которые не ленятся учиться новому сами. Я думаю, что и средства массовой информации могли бы этому поспособствовать: не просто обращать внимание на какие-то горячие моменты, а показывать, что в школе работают потрясающие, интересные учителя, у которых есть чему поучиться.
— А есть чему поучиться у детей?
— Несомненно. Мы, прежде всего, должны учиться непредвзятому взгляду, искренности и открытости — это нам помогает оставаться людьми, которые сами себя могут уважать и которых, я надеюсь, уважают другие.
Американский метод
— Всегда задумывалась о том, почему мы должны давать ребенку только объем знаний, засыпать информацией. Куда он понесет этот груз, по какой дороге — непонятно. В 2003 году в рамках международного конкурса партнерства в образовании мне довелось побывать в Америке. Меня поразил взгляд американцев на образование: они не требуют большого объема информации, они требуют излагать свою точку зрения. У нас же, как правило, ждут повторения того, что было сказано на уроке. Не интересуются мнением, говорят — что надо, а там учат — как надо. В этом смысле пребывание в Америке добавило информации о том, как можно изменить систему обучения.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии