Между тем специалисты ПФР утверждают: на прием в благовещенском управлении попасть совсем не сложно — работа с посетителями отлажена, и большинство вопросов здесь можно решить за считанные минуты. Так ли это на самом деле, решила проверить «АП». Наш корреспондент побывал на приеме в клиентской службе и попытался вникнуть в тонкости ее работы.
Минутное дело
В коридоре управления с утра людно, но толчеи и ругани между посетителями нет. Места для ожидания — сидячие, и заполнены они не все. В отдельных прозрачных кабинках прием ведут сразу девять специалистов. Двое из них принимают молодых мамочек по вопросам семейного капитала, остальные работают с настоящими и будущими пенсионерами. Побыть «за стеклом» мне предстояло вместе с заместителем руководителя клиентской службы Ириной Шипиленко. Услышав, что я хочу за несколько часов научиться отвечать на «пенсионные» вопросы граждан, она с улыбкой покачала головой.
— Вряд ли у вас получится, — сомневается Ирина Анатольевна. — Компьютер у специалиста один. В нем специальная программа Пенсионного фонда. Она и пенсии рассчитывает, и обрабатывает данные по каждому пенсионеру. Ее надо освоить, и потребуется на это не один день. Есть несколько заготовленных справок, куда можно вписать имя и паспортные данные посетителя. С этим справитесь, но насколько это интересно?
В итоге, вместо того чтобы раздавать консультации и самостоятельно рассчитывать пенсии, я согласилась просто понаблюдать за приемом в качестве «ученика». Едва замруководителя клиентской службы разделила со мной место за рабочим столом, в окне появился первый посетитель: женщина средних лет в темном костюме сказала, что хотела бы получить поручение на пособие на погребение, и протянула в окно справку о смерти своей родственницы.
— Открываем программу, вписываем туда данные умершего пенсионера, — комментирует свои действия Ирина Анатольевна. — Пенсионер был неработающим, а значит, человек, предъявивший справку, имеет право на пособие в размере 4800 рублей. Сейчас я выдам поручение, и женщина может уже сегодня получить деньги в своем отделении связи.
Через несколько минут зажужжал принтер, и посетительница ушла с документом в руках. Чтобы выполнить скорбную миссию, потребовалось около 10 минут. Выдать справку или поручение сегодня не проблема: каждая стеклянная кабинка снабжена всей необходимой оргтехникой, а специалист клиентской службы является специалистом широкого профиля, то есть работает «по принципу одного окна». Времена, когда один отвечал на вопросы, второй выписывал справки, а третий рассчитывал пенсии, остались в прошлом.
Вторыми клиентами на нашем совместном приеме стала пожилая пара. Бабушка зашла в кабинку вместе со слабовидящим супругом, который не смог получить пенсию в привычный срок.
— Муж менял паспорт, и ему его выдали с ошибкой, — жалуется старушка специалисту. — Теперь данные в пенсионном фонде расходятся с теми, что в паспорте, и пенсию не дают. Что нам делать?
Проблема с получением пенсии у мужчины возникла из-за неверно вписанной в паспорт даты рождения. В новом документе — 10 февраля, в старом было 4. Все остальные данные в порядке, но даже из-за такой, казалось бы, мелочи пенсию без особого разрешения уже не получить. Ирина Шипиленко выдает разрешение, вносит изменения в электронную базу данных и рекомендует пенсионеру привести свои документы в соответствие. На прием этого посетителя уходит ровно 7 минут.
Пожилую чету у нашего окошка сменяет мужчина средних лет. Военный пенсионер продолжает работать и планирует взять кредит в банке. Справка о размере пенсии подтвердит, что кроме зарплаты у него есть еще один источник дохода. Открыв несколько окон в программе, мой «учитель» вбивает в готовый «скелет» справки цифры. Через 4 минуты мужчина отправляется в банк.
Северный вопрос
Скорость, с которой решаются вопросы посетителей, впечатляет: 5 — 10 минут на клиента пролетают как один миг. Интересуюсь, бывает ли так, что пенсионер может застрять у окошка клиентской службы на полчаса — час, и, к своему удивлению, получаю утвердительный ответ.
— Существуют нормативы для решения каждого вопроса, — поясняет Ирина Анатольевна. — На справки и консультации действительно уходит до 10 — 15 минут, а вот, например, начисление пенсии занимает более 30.
К концу первого часа появляется первый «долгоиграющий» посетитель. Женщина с северным трудовым стажем интересуется, имеет ли она право на досрочный выход на пенсию.
— Мне 48 лет, — начинает свой рассказ клиентка. — Почти 20 из них жила и работала в Зее. Подскажите, могу ли я оформить трудовую пенсию, когда мне исполнится 50, и что для этого нужно сделать?
Принимаем у посетительницы документы: трудовую книжку, страховое свидетельство, паспорт. Подсчитываем трудовой стаж. Затем замруководителя клиентской службы вносит данные в программу начисления пенсий, и она выдает дату, начиная с которой женщина имеет право оформить трудовую пенсию — 15 февраля 2012 года. Следующий этап — составление списка документов и справок, которые нужно дополнительно предоставить в Пенсионный фонд, для того, чтобы пенсию начислили вовремя. Обработка данных и составление пакета документов заняли более получаса.
— Посчитайте, пожалуйста, пенсию для моего мужа, — просовывает в окошко еще один пакет документов северянка. — Он сам не может к вам прийти: с работы вырваться сложно. Северный стаж у него еще больше, чем у меня.
На эту просьбу специалист отвечает отказом: все пенсионные вопросы решаются только лично. Получить данные о чужой пенсии, даже если это близкий родственник, можно только по нотариально заверенной доверенности.
Валоризация: без ажиотажа
За два часа моего «дежурства» на приеме в благовещенском управлении Пенсионного фонда большая часть посетителей приходила за различными справками. Столь популярных в начале года обращений по поводу валоризации было всего лишь два. Сначала женщина попросила перепроверить, правильно ли учтен ее трудовой стаж. Затем мужчина принес справку о зарплате в один из периодов советского трудового стажа, в надежде, что это повлияет на перерасчет. Данные тут же были введены в программу и сверены с размерами зарплат в другие периоды.
Еще несколько посетителей — и долгожданный обеденный перерыв. Долгожданный для меня, поскольку это я утомилась от смены человеческих лиц в кабинке и мелькания окон на мониторе. Ирина Шипиленко, наоборот, выглядит бодрой и полной сил. А ведь ей после часовой паузы предстоит непрерывный поток клиентов еще часа четыре.
— Это совсем не сложно, во всяком случае, для меня, да и, пожалуй, для всех работников клиентской службы, — признается Ирина Анатольевна. — Конечно, нагрузка немаленькая, кто-то не справляется, но такие надолго и не задерживаются. Главное — понимать, что ты делаешь и зачем. А пенсионеры наши — народ благодарный и очень грамотный. Большинство приходят на прием почти с профессиональным знанием пенсионного законодательства. Поэтому с нашими клиентами мы разговариваем на одном языке и стараемся понимать друг друга.
В тему
2 часа провел корреспондент «АП» на приеме в клиентской службе управления ПФР по Благовещенску. За это время зам-руководителя клиентской службы Ирина Шипиленко:
приняла 14 клиентов
выдала 3 поручения на пособие на погребение
провела 1 предварительное назначение трудовой пенсии
выписала 2 справки о доходах
внесла изменения паспортных данных в 2 пенсионных делах
дала 4 консультации по вопросам назначения пенсии
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии