Татьяна Друзь: «Не думала, что мне придется в конце жизни еще воевать — уже с чиновниками».Татьяна Друзь: «Не думала, что мне придется в конце жизни еще воевать — уже с чиновниками».

Обещание Президента РФ обеспечить всех ветеранов жильем стало для некоторых не радостью, а настоящим испытанием. Как и для героини многих публикаций «АП» Татьяны Друзь — обещанной президентом квартиры фронтовому повару, которая дошла до Берлина, пришлось добиваться от властей Благовещенска в суде.

Сколько у нас осталось тех ветеранов Великой Отечественной? А сколько у них сил? У Татьяны Друзь (в девичестве Ворониной) их совсем не осталось. Три долгих года она шагала со своей полевой кухней по фронтовым дорогам Белоруссии, Польши, а затем Германии, выполняя такую простую и в то же время героическую работу. Солдатам-освободителям необходимы были силы, чтобы бить врага. И она старалась — под грохот артиллерии и прицелами «мессеров» варила кашу и щи для бойцов. Вместе со своей 184-й гаубично-артиллерийской бригадой дошла до Берлина.

С собой на амурскую землю Татьяна Павловна привезла много наград. Самые дорогие — орден Красной Звезды и медали «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». Эти знаки отличия, ранение в ногу да единственное фото, сделанное немецким фотографом, напоминают ей о боевой молодости, которая отняла здоровье.

Вот уже почти год фронтовичка не выходит на улицу: ступеньки лестницы в подъезде ее старого дома сталинского типа на ул. Красноармейской в Благовещенске такие высокие, что силы не хватает их преодолеть. И выйти на балкон по-дышать свежим воздухом не может — нет балкона. В ее квартире нет даже горячей воды, чтобы помыться. Но эти «мелочи» не убедили городских чиновников. Они посчитали, что условия жизни хорошие. И то, что она теснится в маленькой трехкомнатной квартире с семьей внучки, где двое маленьких детей, постоянный шум и гам, не дает Татьяне Друзь право на получение однокомнатной квартиры. Чтобы описать, сколько ей пришлось пережить, добиваясь правды, не хватит газетной страницы.

— Ирина Анатольевна, дорогая, помогите, — молила фронтовичка, в очередной раз позвонив в редакцию «АП». — Я уже и суд выиграла — дочь меня на процессе представляла, но муниципальные власти не хотят выполнять решение суда. Предложили мне комнату в ветеранском доме. Но почему я должна туда переезжать, если мне положена квартира?! Закон ведь на моей стороне…

Я знала, что депутат Госдумы от Амурской области Наталья Пугачева уже не раз помогала ветеранам Великой Отечественной, у которых возникали проблемы с муниципальными властями. Попросила Наталью Васильевну принять участие и в судьбе фронтовой поварихи и разобраться, почему власти не торопятся выполнить решение суда.

Вчера мы получили радостную весть: вопрос решился положительно.

— По решению суда Татьяна Павловна признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Ее родственники должны завтра принести нам заявление либо на квартиру в быстровозводимом строящемся доме, либо на социальную выплату — один миллион 110 тысяч 600 рублей, — сообщила Ирина Зубкова, начальник отдела управления соцзащиты при администрации Благовещенска. — Жилье мы предлагаем двух типов. Тип «А» — это однокомнатная квартира 36,1 кв. м под ключ. Тип «В» — двухкомнатная квартира 43,2 кв. м.

Но тем ветеранам, кто выберет этот вариант, за 7 квадратных метров придется доплатить. Это порядка 200 тысяч рублей, так как застройщик — компания «Городок» — устанавливает стоимость одного квадратного метра 27 тысяч рублей. В заявлении ветеран должен указать тип «А» или «В» и этаж. Это пожелание тоже будет учитываться при предоставлении жилья.

Сама Татьяна Друзь до сих пор не верит своему счастью, что получит в собственность квартиру. Говорит: «Выберу однокомнатную. Откуда у меня деньги на доплату?! Спасибо «Амурской правде» и Наталье Васильевне Пугачевой, что помогли мне добиться справедливости».

Мнение

Наталья Пугачева, депутат Госдумы РФ:

— Недавно в Госдуме выступал премьер Владимир Путин. Он отметил, что ветераны, которые встали на очередь до 1 марта 2005 года, практически все получили жилье. И этим сроком не ограничимся — Госдума уже внесла соответствующие изменения в бюджет. Мы также приняли закон о продлении приватизации еще на три года, чтобы все могли оформить жилье. Одно вызывает беспокойство, что некоторые муниципальные образования создают фронтовикам проблемы. Недавно ко мне обратился ветеран, он живет не в коммунальной квартире, а власти отказывают ему в приобретении жилья. Говорят: не положено. А случай в Серышеве просто потряс: власти поставили ветерану в вину то, что он намеренно ухудшил свои условия, продав три года назад свое жилье и переехав к внучке. Да тогда еще и указа президента не было о том, чтобы всех ветеранов обеспечить жильем! Моя помощница разбиралась в этом вопросе. Потом губернатор посетил ветерана — он так был счастлив. И вот когда положительное решение по квартире уже приняли, Михаил Григорьевич Лада умер. Есть факты, когда фронтовики подают в суд, как в случае с Татьяной Павловной Друзь. Я рада каждому положительному решению, очень рада за Татьяну Павловну. Всегда говорю ветеранам: самое главное — не расстраивайтесь. Прорвемся! Председатель правительства дал обещание: «Жилье получат все ветераны». В 2010 году на эти цели федеральный бюджет направит около 34 миллиардов рублей.

Возрастная категория материалов: 18+