Виталий Бубенин: «Группа «Альфа» — моя школа!»

Создатель легендарного отряда о терроризме и уникальном бое за Даманский
Просмотры: 8178
Комментарии: 0

Отставной генерал Виталий Бубенин — фигура хрестоматийная. Его прорыв на Даманском спас мир от третьей мировой войны. В последующем сам Андропов доверил этому человеку создание легендарной группы «Альфа».

В рамках совместного проекта человек-легенда поделился воспоминаниями с информационным агентством «Порт-Амур» и «Амурской правдой».

— Виталий Дмитриевич, однажды председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный сказал такую фразу: «2 марта 1969 года старший лейтенант погранвойск Виталий Бубенин спас Советский Союз от большого позора». В чем суть этой фразы?

— Именно 2 марта был первый серьезный бой на территории нашего государства. Китай в течение двух предшествующих лет устраивал крупные провокации. Если бы мы все там дрогнули, струсили, убежали, противник бы понял, что разговаривать с Советским Союзом с позиции силы вполне дозволено. На кону была репутация страны.

Как я писал в своей книге «Кровавый снег Даманского», по официальным данным, за два с небольшим часа мы уничтожили до 248 китайских солдат и офицеров только на острове. Сколько мы расстреляли на протоке — неизвестно. С нашей заставы погибло 8 пограничников, ранено 14. Потери несопоставимые. Конечно, за основу брался опыт Великой Отечественной войны. И там, на Даманском, встретив мощное сопротивление, я сел со своими солдатами на бронетранспортер, обошел остров и ударил противнику в тыл. В это время китайцы подбрасывают резерв до одной пехотной роты на остров. Завязался бой, в результате которого вся эта рота была уничтожена.

Потом они подбили наш БТР, я пересел на второй и ударил им во фланг. Они этого не ожидали, что позволило нам выйти на командный пункт батальона. Мы его расстреляли, поднялась паника, противник стал покидать позиции…

— В том бою вы были ранены, причем неоднократно, плюс контузия, и вы остались на поле боя. Рядом с вами много было таких примеров?

— Здесь, в Амурской области, живет мой солдат, Кузьма Калашников, у него была ранена правая рука, он взял автомат в левую и вел огонь. Так поступали все. Когда уже второй БТР подбили, мы раненых отправили на наш берег. Нас осталось четыре человека. Поднялись, обнялись, подержали друг друга за руки и снова пошли в бой.

— Сейчас вы посетили Амурскую область. Нет ощущения опасности от близкого соседства с Китаем?

— Во-первых, я благодарю губернатора Олега Кожемяко, мы давно с ним знакомы. Во время даманских событий он жил в тылу наших застав в Пожарском районе Приморья, был мальчишкой, юным другом пограничников. Видел все происходящее и пропитался духом границы. Очень много сделал к 35- и 40-летию даманских событий, и то, что он губернатор приграничной области, — символично.

Что касается вопроса, то опасаться вообще никого не рекомендуется, главное — не заигрывать даже с самым уважаемым соседом. Отношения должны быть четкими, в соответствии с договоренностями и не в ущерб друг другу. Особенно это касается Китая. В 69-м году на съезде своей компартии Китай официально закрепил территориальные притязания к Советскому Союзу в пределах полутора миллионов квадратных километров. Это Приморский край, Хабаровский край, Читинская область, Амурская область и так далее. Эти решения до сих пор никто не отменял.

— Через пять лет после Даманского создается группа «Альфа», вы становитесь командиром. Почему именно вы?

— Андропов лично рекомендовал мою кандидатуру. Он хорошо знал свои кадры — пограничные войска КГБ СССР. Все начиналось с нуля. В год один-два раза я приходил к Андропову на доклад. За те три года, что я руководил этой группой, считаю, что мне удалось создать подразделение, равных которому до сих пор нет в мире. «Альфа» решает любые задачи. В этом плане показательны примеры Беслана и «Норд-Оста», где без наших ребят из «Альфы» или «Вымпела» вообще бы все погибли.

Помните нашумевший штурм дворца Амина, с которого, собственно, и начался ввод наших войск в Афганистан? Меня уже не было в группе, но дворец, превращенный в неприступную крепость, штурмовали именно те ребята, которых я набирал. За 50 минут они взяли его, хотя против них в обороне участвовал отдельный офицерский батальон королевской стражи.

— Нам на краю страны стоит опасаться терроризма?

— Теракты могут произойти где угодно и когда угодно. Могут произвести огромный эффект, особенно там, где их не ожидают. Нам нужно быть бдительными вдвойне. Особенно сейчас на Дальнем Востоке столько объектов. Электростанции… Строятся нефтепровод и газопровод. В Хабаровске образовано региональное подразделение «Альфы», кстати, его создавал мой боец Михаил Головатов, из моего первого набора. Прекрасное подразделение, успевшее себя проявить на Северном Кавказе.

Информация предназначена для лиц старше 18 лет
Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью