Об истории ярмарочного движения в нашей области и новинках предстоящего традиционного торгово-экономического форума АП рассказал главный его организатор, генеральный директор ОАО «Амурская ярмарка» Анатолий Телюк.
Начинали с мин и БТРов
За лучшие экспонаты на «АмурЭкспоФорумах» вот уже много лет присуждают медаль Амурской ярмарки. Награда эта необычная и имеет давнюю историю. На металле выбито: «За труд и качество». Эту медаль придумали на Амурской ярмарке еще в 1907 году. Да, да, мы не оговорились… Мало кто знает, что ярмарки в Благовещенске проводились еще до революции и были весьма популярны.
— В Амурской области ярмарки начинают свою историю еще с 1859 года, когда губернатор Николай Васильевич Буссе договорился с айгунским амбанем о проведении таких мероприятий по очереди в Благовещенске и Айгуне. Кроме того, проводились и так называемые инородческие пушные ярмарки, на которые собирались «сборища иноверцев и русские охотники», — рассказал Анатолий Телюк. — Знаменитый соболь амурский был нарасхват и очень дорого ценился. Перекупщиков партиями привозили в Благовещенск. Приезжали купцы из Забайкалья, Сибири, Маньчжурии и даже представители крупных торговых домов, которые поставляли нашу пушнину в Москву, Санкт-Петербург и за границу. Пушные ярмарки устраивали и на территории нынешнего Бурейского района. Это был чрезвычайно выгодный бизнес. Проводились также сельскохозяйственные выставки. Правда, все это продолжались недолго, поскольку соболей повыбивали, их все труднее стало добывать, да и с приходом советской власти ярмарочное движение порушили.
— Словом, традиции были, и вы их возродили в 1992 году.
— В те годы только открыли границу с Китаем, в стране начались демократические реформы. Никогда не забуду нашу первую международную амурскую ярмарку. Мы ее подготовили и провели в совершенно немыслимые сроки! В конце марта было принято решение, в апреле начали искать площадку, а в июле уже состоялось торжественное открытие. Наша область была первой на Дальнем Востоке, где в постсоветское время стали проводить международные выставки-ярмарки.
— Первый блин не вышел комом?
— Мы даже не ожидали такого большого успеха. В Благовещенск приехали сотни делегаций из разных городов России, бывших братских республик, стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Чувствовалась большая заинтересованность. После ярмарки к нам хлынули товары из Китая, люди радовались — не стало дефицита. Ситуация ведь тогда в стране была крайне тяжелая — безденежье и пустые прилавки. Надо было выживать. Не случайно на первой ярмарке у нас, кроме ширпотреба, и мины выставлялись, и бэтээры…
Товарный магнит
По словам Анатолия Телюка, Амурская ярмарка стала магнитом, который притягивал товарную массу. Она дала толчок к развитию международных экономических отношений в дальневосточном регионе: стали появляться совместные российско-китайские предприятия.
— Потом начались трудности роста. Сначала мы полагали, что международные ярмарки можно проводить достаточно часто — каждые два месяца. Но скоро убедились: в таком небольшом городе, как Благовещенск, даже с учетом его уникального географического положения, с такой частой периодичностью трудно сформировать состав участников — не емкий рынок, не развита местная промышленность, — пояснил Анатолий Васильевич. — Поэтому выставки-ярмарки стали проводить реже. Большие сложности возникли и с постоянно действующей площадкой для ярмарок-вставок. Сменился не один губернатор, пока нам удалось решить эту проблему.
И в этом вопросе Анатолий Телюк тоже стал своего рода первопроходцем: сегодня ОАО «Амурская ярмарка» — единственное на Дальнем Востоке предприятие, кто имеет свои площади для проведения торгово-экономических экспофорумов. Вот уже 19 лет «ярмарочный магнит» продолжает притягивать в Благовещенск сотни фирм, организаций и предприятий.
— Анатолий Васильевич, что привлекает бизнесменов из других регионов сюда, в небольшой пограничный город России?
— Хорошие условия для работы, культура отношений, уважение к участникам — это те составляющие, на которых все у нас держится. Многие предприниматели отмечают, что неформальным отношением к делу — приветливостью, внимательностью, помощью — Амурская ярмарка отличается от многих других. Мы не ставим задачу получения прибыли во главу угла. Иногда сознательно идем на бешеные скидки, которых не бывает. В этом году некоторым фирмам мы дали скидку 75% (!).
— Почти что благотворительность…
— Совершенно верно, — согласился Анатолий Телюк. — Не часто, но мы это делаем. И делаем осознанно. Не потому, что шибко богатые, а потому что понимаем: надо производителей поддержать. У нас есть бизнес иной, и мы параллельно это все компенсируем. Все участники отмечают хорошую организацию форума, комфортные условия для работы. И самое главное — абсолютное большинство довольно ее результатами. К примеру, в прошлом году правительство Республики Саха (Якутия) рискнуло привезти на «АмурЭкспоФорум» коллективную экспозицию. Десять фирм экспонировали мясную, рыбную продукцию, колбасные и хлебобулочные изделия, ювелирные украшения и косметику, изготовленную на основе пантов северного оленя. Практически все, что было представлено в «Дарах Якутии», у посетителей выставки пользовалось ажиотажным спросом. Ярмарка имела свое продолжение. Вскоре северяне открыли в Благовещенске несколько фирменных магазинов, которые пользуются у местных жителей успехом. Кто-то скажет: «Вот, выдавливают наших». Нет! Идет нормальная конкуренция. И это правильно.
— «АмурЭкспоФорум» считается площадкой, где непременно заключаются договоры.
— По большому счету, так оно и получается, но это далеко не все. У ярмарки разные функции. Одна из них — заключение договоров, а другая — просто себя показать, посмотреть, сравнить. Ярмарка — это общение, это взаимоподпитка идеями и финансами. Это прорывные мероприятия, которые всегда работают на опережение, дают ориентиры развития в различных сферах жизнедеятельности. Не случайно во всем мире ярмарочное движение — это чрезвычайно влиятельная сила.
В цифрах
116 выставок-ярмарок состоялось в Приамурье с 1992 года, они дали толчок развитию международных экономических отношений в постперестроечный период на Дальнем Востоке
32 выставки-ярмарки стали международными экспофорумами
22 были универсальными, с выделением различных тематических направлений, в том числе «Амурская соя» — на 4 ярмарках, «Мебель Амура» — на 8, «Архитектура. Дом. Строительство» — на 12, «АгроПрод» — на 7
20 тысяч фирм, предприятий и организаций приняли участие в международных амурских экспофорумах
10 тысяч участников из 32 стран дальнего и ближнего зарубежья успешно работали на торгово-экономических выставках-ярмарках
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии