Жара становится серьезной помехой для российских сельхозпроизводителей, и взять в этом году урожай будет особенно тяжело. Удастся ли сельскому хозяйству выстоять и преодолеть последствия засухи? На наши вопросы отвечает председатель Государственной думы Борис Грызлов.
— Борис Вячеславович, знают ли в Государственной думе о ситуации, которая сложилась в сельском хозяйстве из-за засухи?
— Конечно. Депутаты ведь работают не только в зале пленарных заседаний, но и в регионах. К нам уже сейчас поступают обращения от наших коллег из региональных парламентов, от руководителей сельхозпредприятий, в которых они информируют нас о реальном положении дел.
— Положение тяжелое?
— Непростое. Действительно, нынешняя засуха будет самой тяжелой за последние двадцать лет. По охвату территории, жесткости температурного режима, отсутствию влаги в метровом слое почвы ее можно сравнить с засухой 1972 и 1975 годов. В ряде регионов введен или готовится к введению режим чрезвычайной ситуации. Уничтожено порядка шести миллионов гектаров посевов зерновых. Гибнут и многолетние травы для заготовки кормов. Из-за засухи многие хозяйства лишаются плановой выручки, необходимой и для выплаты зарплаты, погашения кредитов, и для оплаты горюче-смазочных материалов и сельскохозяйственной техники.
По той информации, которая есть у Госдумы, уже пострадали Башкирия, Татарстан, Удмуртия, Оренбургская, Волгоградская, Воронежская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Челябинская, Курганская, Астраханская области. А ведь эти регионы дают стране более половины урожая молока и зерна.
— Можно ли еще спасти урожай?
— Отстоять урожай надо во что бы то ни стало. На карту поставлены продовольственная безопасность страны и дальнейшее развитие отрасли, в которую государство только в прошлом году из бюджетов всех уровней вложило порядка 300 миллиардов рублей. Нельзя допустить, чтобы засуха и нашествие насекомых-вредителей свели на нет все то, что было сделано в рамках государственной программы развития сельского хозяйства.
Для преодоления сложившейся ситуации регионам надо максимально использовать имеющиеся у них ресурсы. Понятно, что поодиночке они не справятся, без помощи соседей не обойтись. На федеральном уровне усилиями одного министерства проблему тоже не решить. Здесь очень важен комплексный подход. Надо срочно разработать меры поддержки пострадавших регионов.
— Какие первоочередные меры, на ваш взгляд, необходимо принять?
— В первую очередь, конечно, надо поддержать сельхозпроизводителей. В частности, можно отсрочить выплаты по кредитам, выданным сельхозпроизводителям из регионов, пострадавших от засухи. До конца сельскохозяйственных работ, то есть до конца уборки урожая и заготовки кормов, важно не допустить роста цен на дизельное топливо, бензин и минеральные удобрения.
Не менее важно рассмотреть вопрос о пролонгации лизинговых платежей. На базах Рослизинга скопились тысячи единиц сельскохозяйственной техники. Для того чтобы увеличить поставки получателям, снизить стоимость техники и сопутствующих экономических обременений, следует упростить процедуру оформления договоров лизинга. Я бы предложил взять на учет все остатки зерна в интервенционном фонде. Для переброски в пострадавшие регионы зерна, грубых кормов, семян и прочих грузов, необходимых для смягчения последствий засухи, можно установить льготный тариф на железнодорожные перевозки.
Очень важно не допустить сброса поголовья скота не только в товарных хозяйствах, но и у населения. Это позволит избежать в дальнейшем дефицита и роста цен на молоко. Конечно, надо совершенствовать систему сельхозстрахования. Очевидно, что она популярностью не пользуется: только 10 % сельхозпредприятий в этом году застраховали риски, включая засуху.
И еще одно. В 2011 году расходы на гос-программу развития сельского хозяйства запланированы в объеме 125 миллиардов рублей. При подготовке проекта федерального бюджета важно не допустить сокращения ее финансирования.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии