Спасение аэроклуба
«Михалыч! Принимай аппарат!» — в этой фразе весь Котков — сплав юмора и профессионализма. Нет, он не болел небом, он им жил. Даже День авиации, когда принято расслабляться, он проводил за штурвалом аэроклубовского «Як-52». Долгими часами «наматывал» маршруты увеселительных праздничных полетов на потеху зрителям. Когда другие пилоты валились с ног от усталости, он не изменял жизненным принципам, оставаясь пилотом до конца.
Да и как по-другому, если за плечами служба в военной авиации, а потом годы работы на гражданском авиационном поприще. Изначально, будучи штурманом, Сергей умудрился освоить 12 типов летательных аппаратов, превратившись в действующего пилота. Даже с выходом на пенсию в начале 90-х годов прошлого века он долго не терялся. Пришел в расползающийся по швам благовещенский аэроклуб с единственным желанием — летать. На пике упадка организации согласился возглавить опустошенный коллектив и сохранить его от полной гибели.
Спасающийся от безденежья ДОСААФ по всей стране избавлялся от авиатехники. Региональные филиалы общества распродавали легкомоторные «Яки». Они уходили за бесценок в другие страны, зачастую в виде металлолома. Благовещенский аэроклуб подобной участи избежал. Благодаря Коткову. Только поэтому до известных событий годичной давности (когда исчезли четыре самолета) авиапарк благовещенцев считался лучшим в стране.
На любые жертвы
А тогда, в 90-х, Сергей ходил по инстанциям, стучался во все двери, искал пути реанимации своего детища. О полноценных полетах на время пришлось забыть, но даже в самые сложные периоды аэроклуб продолжал обеспечивать прыжки парашютистов. Позже приспособились зарабатывать деньги на сельском хозяйстве, обрабатывая поля сельхозхимией, оказывали другие услуги. Со временем безденежье ослабло, авиапарк начал обновляться, и самое главное — люди вновь потянулись в небо. И Сергей Котков с упоением воспитывал новых летчиков.
— Ради этого он шел на любые личные жертвы, — вспоминает единственная на Дальнем Востоке женщина-пилот Лариса Касьян. — В принципе, у меня уже были навыки пилотирования — еще будучи школьницей, прошла обучение в ДОСААФе. Но потом на 15 лет о полетах пришлось забыть. Когда же заявила о желании вернуться, то Командир (многие летчики его так и зовут — прим. АП) бросил все дела, каждый день приезжал на аэродром и помогал восстановить навыки. Поначалу, как и положено, летали вместе, и Сергей Александрович откровенно признавался: «Страшно отправлять тебя в самостоятельный полет». А когда это случилось, то его глаза светились от радости: «Если бы у нас все так летали!» Он дал мне крылья!
Предполетная Молитва
Сегодня можно услышать массу версий случившегося на тамбовском аэродроме 10 июня. «Расслабились», «Страх потеряли», «Не досмотрели», «Не дотянули»… Все это не про Сергея Коткова. Его инструктажи и предполетные указания в аэроклубе называли Молитвой. Требовал от курсантов и действующих летчиков знания каждой мелочи. Доходило до того, что летчик, прежде чем взяться за штурвал, рассказывал Командиру обо всем, что случилось с ним за день. Учитывалось даже настроение пилота.
— Мой первый самостоятельный полет пришелся на 7 февраля, — вспоминает летчик-спортсмен Владимир Денисенко. — Мороз за 30 градусов, ветер аж до костей пробирает. Мы сделали три контрольных круга в совместном полете, и Котков вышел из кабины. Не побежал греться, а прямо рядом со взлетной полосой стоял все время, пока я был в воздухе. Снизу наблюдал, волновался. Когда речь шла о безопасности полетов, Котков полностью забывал о собственном комфорте.
— А я однажды решил обрулить на взлетной полосе небольшую канавку, которая мешала четкому приземлению. Самолет на ней немного подпрыгивал, — делится летчик-спортсмен Сергей Саляев. — То есть был выбор: либо терпеть эту небольшую тряску, которая в принципе была некритична, либо несколько сократить полосу для разбега. Я пошел по второму пути. Тем более места оставалось достаточно. Отлетал, вернулся, доложил. Сергей Александрович мне на это сказал: «Ты только что украл у своей жизни целых 60 метров. А если бы что-то отказало?» Он умел говорить так, что в следующий раз пилот уже никогда бы не пошел на подобное нарушение.
В небе без эмоций
На земле могло происходить всякое, но в воздухе Командир всегда оставался одним и тем же. Чтобы не случилось, всегда собранный и спокойный, готовый к любым неожиданностям. Ни слова упрека сидящему в кабине курсанту.
— Все эмоции только после приземления, а там, на высоте птичьего полета, лишь помощь. С ним как за каменной стеной, — добавляет летчик Юрий Фролов. — Не чурался любой работы. Если видит, что механик — человек пожилой, устал копаться в моторе, сам рукава засучит, даже на морозе в железе возился. Хотя в принципе это не работа пилота.
— Уставшему, замерзшему летчику бутерброд принесет, слово доброе скажет, и опять летать хочется, — вновь вспоминает Лариса Касьян. — За жизнь любил поговорить, люди к нему тянулись. Сядем кружком вокруг него прямо в рабочих комбинезонах и слушаем. Юморист был неисправимый.
— Его спрашивают: «Сергей Александрович, вы столько времени летаете, всякое бывает. Не страшно?» Он в ответ: «А я в полете просто глаза закрываю и все!» — вновь присоединяется Сергей Саляев. — Народ хохочет.
Последний аккорд
Он жил по совести, стараясь не гневить бога и почитая профессиональные традиции. Летчики по своей воле стараются не летать в дни церковных праздников. Как-то его заставили подняться в небо на Троицу. Котков перед вылетом зашел в храм — свечу поставил. Как бы прощения просил за грядущий грех. В другой раз целую неделю ходил хмурый — предстоял вылет в день на Вербное воскресенье.
Начальство проигнорировало бурчание Командира, а на посадке у машины отвалилась лыжа. Самолет закрутило на земле, но к счастью, все закончилось благополучно. Однако Сергей, выбравшись из кабины, все же высказался: «Думаю, это было предупреждение. Хватит судьбу испытывать». При этом работники аэроклуба и другие знавшие его люди отмечают необычайную выдержку Коткова в самых экстремальных ситуациях.
В День авиации летчики всегда поднимают третий тост за погибших. Его тоже помянут добрым словом. Плохих не найти даже при большом желании. Командир был асом в небе и в простых человеческих отношениях. В последние годы Сергей уже не руководил аэроклубом, занимаясь там только организацией полетов. Как последний аккорд — празднование Дня Победы в Благовещенске. Впечатляющий воздушный парад состоялся только благодаря Коткову и его помощникам. Это он, оставаясь профессиональным штурманом, все просчитал, предусмотрел, свел воедино.
Сергей Котков был асом в небе и в человеческих отношениях. Воздушный маэстро, первая скрипка своей небольшой эскадрильи. Ему как-то предложили найти работу «поприземистей», не связанную с постоянными подъемами в небо и огромной ответственностью за жизни людей. Он ответил коротко и ясно: «Я свой выбор давно сделал!»
Согрел Валерию
Благодаря этой своей человечности Командир однажды стал чуть ли не другом семьи певицы Валерии и Иосифа Пригожина. Случай имел место в авиакомпании «Амурские авиалинии», где Сергей Котков работал вторым пилотом.
— Наш самолет обслуживал гастроли певицы. Валерию привезли в аэропорт на лимузине, она прошла в еще не прогретый самолет, и пока температура в салоне поднималась, успела порядком промерзнуть, — говорит штурман «Амурских авиалиний» Андрей Мусияченко. — Сергей Александрович укрыл ее одеялом, печенья с чаем организовал. А потом всему экипажу приволок стопку дисков с песнями Валерии и автографами. Видимо, звездная семья расчувствовалась и оценила заботу.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии