Рисовый пейзаж
Пейзаж тамбовских полей сейчас больше напоминает азиатские рисовые плантации. Человеку зайти в поле можно только в болотниках, комбайну же на затопленных территориях и вовсе делать нечего. Нынешнее лето, хотя и не самое дождливое за последнее время, приносит аграриям много проблем.
В июне из-за недостатка влаги растения не сформировались как следует, в июле их начали заливать дожди. Постоянная облачность и практически ежедневные августовские осадки не дают почве просохнуть. В ней намертво завязают колесные комбайны, а те, что на гусеничном ходу, плывут по полю медленно, как большие корабли.
Главный агроном колхоза «Амурский партизан» Светлана Шиховцева признается: нынешняя страда — одна из самых тяжелых. Несмотря на явное сходство с прошлым годом, эта жатва проходит куда в более сложных условиях.
— В прошлом году погода дала нам возможность убрать урожай. Сейчас же мы никак не можем настроиться. Вроде бы все есть: и техника, и люди, которые хотят работать. Но нет погоды, — сокрушается молодой агроном.
Нынешним летом комбайны вышли в поле 29 июля и должны были закончить уборку меньше чем за две недели. Однако поработать удалось всего лишь пять дней.
— До последнего убирали комбайнами «Мега» и новыми амурскими «Палессе». Свалить-то свалили, а подобрать погода не давала. Зерно в валках успело прорасти. В итоге больше половины его мы потеряли — проросшее зерно сразу же идет в отход. В среднем подсчитали — убрали 600 гектаров ячменя, намолотили всего 300 тонн, по пять центнеров с гектара. Это, конечно, очень мало, — говорит Светлана Геннадьевна.
На хлебе и воде
В середине августа на зерновом дворе «Амурского партизана» набралось всего 850 тонн зерна, хотя убрана уже четверть всех посевов. Качество поступающего с полей урожая оставляет желать лучшего: высокая влажность означает рост расходов на его просушку. Для снижения затрат в хозяйстве модернизировали сушилки, переведя их с жидкого топлива на уголь.
С полей зерно приходит 30-процентной влажности. Закладывать его на хранение нужно при влажности 14%. При этом для того чтобы товарное зерно не потеряло качеств, за один раз его можно просушить лишь на 5—6 процентов, а для получения семян необходимо снимать за одну сушку всего 2—3 процента влажности.
Механизаторы «Амурского партизана» невесело шутят, что бояться нехватки семян ячменя и пшеницы не стоит — в будущем году в полях нужно засеять рис. Условия для него в нынешнем году практически идеальные.
Непогода оставила на голодном пайке и коров — техника не может выйти в поля, на которых растут кормовые культуры. Сейчас животные питаются не специальным набором однолетних трав, а сеном с сенокосов.
Урожай пустил корень
На месте пшеничного поля неподалеку от села Придорожного видны большие лужи. Здесь зерно успели убрать. А вот на поле, расположенном по соседству, оно начало прорастать прямо в колосе. На два десятка зерен — три проросших.
— Теперь зерно пойдет только на фураж. Часть, конечно, нормальные зерна, а часть — проросшие. Вот и корешок уже виден. В мою бытность второй раз такая картина по пшенице. Ну сколько же ее можно бедную поливать? — задает риторический вопрос Светлана Шиховцева.
Если погода не изменится, в «Амурском партизане» планируют пустить в ход все имеющиеся комбайны на гусеничном ходу. Старые машины периодически ломаются, для их ремонта будут сформированы бригады из механизаторов, которые будут оперативно ремонтировать машины прямо в поле.
«Такой уборки не припомню»
На зерновом дворе тамбовского КФХ «Нива» старенький «Беларус» сгребает зерно. Андрей Ольховик работает в хозяйстве и агрономом, и машинистом зернового двора.
— Такой уборки я вообще не припомню. С 1994 года работаю. 2003 год был дождливый, но там все вылило до уборки, а во время жатвы дождей было мало. Плавали, конечно, но убирали. А сейчас льет и льет, не переставая, — говорит Андрей Ольховик.
Пока в «Ниве» убрали лишь 200 гектаров ячменя, из 850 гектаров всей зерновой группы. Высокая влажность также приводит к издержкам при его сушке. При этом, отмечают аграрии, ожидать роста цен на хлеб, по-видимому, не приходится.
— В день убираем — ерунда совсем — всего гектаров по сорок. А если по-нормальному, то каждый комбайн по 10 гектаров в день убирать должен. Начинали уборку раздельным комбайнированием, потом перешли на прямое. Сваленный ячмень еще на полях лежит. На корм он пойдет, но семян из него уже не получишь, — замечает Андрей Александрович.
Мнения
Елена Печкина, главный синоптик амурского Гидрометцентра: «Августовских осадков достаточно много, но сказать, что они сильно превышают норму, пока нельзя. На ситуацию на полях повлиял дождливый июль. Больше всего досталось югу, востоку и центральным районам Амурской области. В среднем в июле в районах выпало полторы-две нормы осадков. Причем дожди шли постоянно, и с учетом того, что солнечных дней было очень мало, это наложило большой отпечаток. Вода не успевает впитаться.
Погодные условия, во многом сходные с нынешними, были в июле и августе прошлого года. Также часто вспоминают 2003 год, который тоже был очень дождливым, причем основная часть осадков выпала в июле и августе. Однако большую роль играет распределение осадков по дням: так, 2006 год, который, по нашим данным, был одним из самых дождливых, вспоминают мало, по-видимому, из-за того, что осадки выпали в июне и июле, а август был сухим.
Причина сложившейся сейчас ситуации в том, что над нами, как и в прошлом году, установилась так называемая «дальневосточная депрессия». В Восточной Сибири и над морем господствуют антициклоны, поэтому циклоны, которые зарождаются на юго-западе, выходят исключительно на территорию Амурской области и остаются здесь до тех пор, пока не угаснут.
По прогнозу, в ближайшие сутки к нам выходит очередной циклон. Однако потом барическое поле несколько изменится, к нам придет долгожданный антициклон. Поэтому выходные, судя по метеорологическим картам, будут достаточно хорошими: с высоким температурным фоном и практически без осадков».
Александр Седых, ведущий консультант отдела растениеводства минсельхоза области: «Сложившуюся ситуацию можно расценивать как аналогичную прошлому году. И по осадкам, и по переувлажнению почвы. Хотя мы находимся в стадии уборки больше 25 дней, погожих из них было от силы
8—10. Для работы в поле хозяйства обычно используют «окна» — 6—7 часов в день. В этом году значительно облегчает условия уборки урожая обновленный комбайновый парк — мы получили порядка 180 комбайнов новых моделей.
Что касается темпов уборки, то мы даже опережаем прошлогодние показатели: если в 2009 году на данную дату было обмолочено 44 тысячи гектаров зерновых культур, то на сегодняшний день — 53 тысячи. При этом цифры свидетельствуют о том, что мы недобираем по урожаю: в прошлом году намолот составил порядка 75 тысяч тонн зерна, в нынешнем — 55 тысяч тонн зерна.
Недобор урожая мы связываем, прежде всего, с аномально жаркой погодой в июне. В это время температура на почве достигала 60 градусов и выше. В таких жестких условиях выжить культурным растениям было очень проблематично. В районах центральной зоны области произошла частичная или полная гибель зерновых культур на общей площади 14 тысяч гектаров. Урожайность там колеблется от 3 центнеров и ниже.
Тем не менее темпы мы стараемся выдержать, планируем уложиться в лучшие сроки уборки и распахать до уборки сои все, что необходимо. В целом пока мы расцениваем ситуацию на полях как нормальную».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии