Смертельная наглость

С 1934 года противник построил на участке наступления 2-й Краснознаменной армии 12 узлов сопротивления, 9 отдельных опорных пунктов, которые были объединены в два укрепленных района: Сахалянский и Сун-Уский.

Каждый узел сопротивления состоял из ДОТов, ДЗОТов, которые располагались через каждые 400—600 метров, были связаны системой траншей и имели перед собой проволочные заграждения в 2—3 кола. На расстоянии 200—300 метров от ДОТов были построены железобетонные убежища на 10—15 человек каждое. Также узлы сопротивления опоясывались противотанковыми рвами глубиной 3—4,5 метра и шириной по верху 6—7 метров. Перед противотанковыми рвами также имелась проволочная сеть в 2—4 ряда.

Укрепленные районы готовились противником заранее на протяжении длительного времени. Они как нельзя лучше подходили для длительной обороны и прикрывали основные узлы железных и грунтовых дорог. Все это препятствовало продвижению частей 2-й Краснознаменной армии. В документах наступательной операции говорится, что основное сопротивление противник готовил на коммуникациях в Ганцзинском, Хомоэрцзинском, Маоланьтуньском узлах сопротивления и в глубине Сун-Уского укрепленного района.

Не меньшим препятствием служил настрой японских военнослужащих и их командования. Из журнала боевых действий 12-й стрелковой дивизии: «В обороне противник упорен, в плен не сдается, раненых и убитых на поле боя не оставляет… Противник вел бой мелкими группами методом засад, «кукушек», расположенных на деревьях, в вырытых ячейках под деревьями, проникая в расположение полка, одиночными выстрелами вызывая групповой огонь, а затем открывал гранатометный огонь, забрасывая гранатами... минирование дорог преимущественно по их краям, в кюветах, на путях объезда, предварительно перекопав дороги по ширине полотна...»

Из отчета 74-й отдельной танковой бригады: «Наиболее активную борьбу с танками противник вел... смертниками, которые доходили до крайней наглости, не считаясь с массовым их истреблением огнем наших автоматчиков и пулеметов. Все же их действия были активными. Они со связками гранат пытались броситься под танк.

В ночное время на остановках бригады делали попытки поднести к танку управляемые фугасы, уложенные в ящики (чемоданы) патефонов. Кроме того, пускали под танки зажигательные шары... Характерно, что эти смертники японской армии доходили до фанатизма. Нами зафиксирован факт, когда один из смертников, бросив мину под танк, при взрыве которой не причинено никакого повреждения танку, этот смертник, положив под голову гранату, взорвал сам себя».

Ни шагу назад

Изначально по плану командования 4-й армии Японии отход войск из Ганцзинского узла сопротивления не предполагался ни при каких обстоятельствах. Узел должен был обороняться до последнего солдата. Его основу составляли силы 135-й японской смешанной бригады.

По огневой мощи и большому количеству долговременных фортификационных сооружений Ганцзинский узел сопротивления мог сравниться с полноценным укрепрайоном. Большая часть сооружений была связана между собой системой подземных железобетонных галерей, протяженностью до 3 километров. Большое количество наблюдательных пунктов с броневыми колпаками обеспечивали круговой обзор. Имелись артсооружения с вращающимися броневыми башнями.

Поблизости от огневых точек располагались надземные и подземные склады с боеприпасами и продовольствием. Помимо систем противопехотных препятствий, укрепленный район опоясывали противотанковые рвы, надолбы и эскарпы. Внутрь надолбов для прочности были вбетонированы железнодорожные рельсы. Укрепрайон мог разместить до двух дивизий личного состава, вести круговую оборону и имел глубину до 8 км. Внутри и между основными укреплениями имелись хорошо развитая дорожная сеть, системы водоснабжения, электроосвещения и телефонной связи. Все это позволяло оперативно и скрытно проводить перегруппировку войск, меневрировать.

Судя по отчету заместителя командующего — начальника инженерных войск 2-й Краснознаменной армии полковника Николаевского, гарнизон Ганцзинского узла сопротивления удалось склонить к капитуляции только на девятый день боев.

«Железобетонные сооружения имеют защитную толщу боевого покрытия от 40 см до 100 см и толщу фронтальной стены от 30 см до 70 см... Все сооружения УРа уничтожены посредством взрыва», — говорится в отчете.

Ганцзинский узел сопротивления (УС) расположен на господствующих высотах западнее ж. д. Сахалян, Сун-у на стыке Мэргеньского и Горного шоссейных трактов. Тактическая задача УСа — не допустить противника по указанным выше трактам.

Характерно, что эти смертники японской армии доходили до фанатизма. Когда не получилось уничтожить советский танк, один из смертников, положив под голову гранату, взорвал сам себя.

Возрастная категория материалов: 18+