Может, теперь души убитых обретут покой и прекратятся их земные мучения.Может, теперь души убитых обретут покой и прекратятся их земные мучения.

Резня

22 гроба, 22 судьбы. Их смерть была жестокой, а последний путь растянулся на долгие 65 лет. Воспоминания о той трагедии до сих пор зияют брешами «белых пятен» и противоречий. Разные версии отнюдь не сглаживают остроты гибели соотечественников.

— В августе 1945 года 3-я Крымская стрелковая дивизия участвовала в прорыве обороны Сун-Уского укрепрайона. В итоге сопротивление противника было сломлено, но наши бойцы и командиры до предела были вымотаны боями и переходами. Было принято решение дать людям отдых. А ночью на подразделение медсанбата, которое находилось в порядках этой дивизии, напал диверсионный отряд японцев, — озвучивает свое видение событий известный белогорский краевед Валентин Голубев. — Раненые и медицинский персонал не могли оказать полноценного сопротивления вооруженным до зубов японцам. Там была натуральная резня — число жертв достигло 87 человек. Могло быть больше, но подоспели танкисты и разведчики.

По словам белогорских историков, в пылу сражений было не до похоронных церемоний. Поэтому первоначально погибших предали земле возле китайского селения Кабалянцзы. После окончания войны всех перевезли в Приамурье и захоронили в разных районах. Несколько десятков тел оказались на кладбище села Междугранка Белогорского района. В 1954 году сгорел памятник с именами, и могила оказалась полузабыта. Так длилось до тех пор, пока исследователи и краеведы вновь не обратили внимание на братское захоронение.

— Туда никто не ходил, никто не интересовался. Случайно могилу обнаружила краевед Белогорска Светлана Александровна Терентьева и сообщила мне, — продолжает Валентин Порфирьевич. — Мы начали ухаживать за могилой, привели ее в порядок, огородили. Потом «металлисты» снова все растащили. Что делать? Приехал депутат Законодательного собрания, генерал Юрий Викторович Кузнецов, сказал: здесь памятник не поставить. Давайте искать решение и постараемся перезахоронить.

Единогласное решение

К спасению останков подключились общественники, ветераны, командование 35-й армии, власти района и области. В расположенном неподалеку селе Васильевка провели сход жителей. Люди единогласно поддержали идею о переносе останков и создании мемориала.

— Ко мне подошел односельчанин и говорит: «У меня отец погиб от немецкой пули в Ивановской области. Там и похоронен, а добираться туда тяжело, часто не получается. Так я сюда буду приходить», — говорит глава Васильевки Александр Белокрылов.

Решение об эксгумации останков и сооружении мемориала было непростым, признают многочисленные участники проекта. Особенно проблемным стал финансовый вопрос. Часть средств выделил бюджет Васильевки, но за основной помощью власти района обратились в правительство Приамурья. Там белогорцам пошли навстречу.

— Благодаря решению губернатора нам были выделены деньги. Конкретно на перезахоронение и установку памятника в селе Васильевка — один миллион рублей, — уточняет глава Белогорского района Владимир Афанасьев. — Кроме этого, еще полтора миллиона выделено на реставрацию семи памятников в других сельских поселениях. Я думаю, что сегодняшнее перезахоронение — один из самых крупных и ответственных проектов отдания памяти погибшим за последние годы.

Уже не забыты

На стадии подготовки к перезахоронению проводился сбор всевозможной информации о погибших. Участники проекта «Историческая память», комитет белогорских ветеранов, региональное отделение Союза ветеранов войны Афганистана и краеведы слали запросы, изучали архивы, мониторили Интернет. Определенную работу проводила поисковая группа «Амур» села Куприяновка Завитинского района.

В итоге появился список имен и фамилий. Правда, о наличии точной информации специалисты говорить пока не решаются. Кроме того, в появившемся списке гораздо больше фамилий и имен, чем тел, обнаруженных на междугранском кладбище. Поэтому мемориал в Васильевке — лишь один из этапов большой и кропотливой работы.

— На сегодняшний день, конечно, мы полной информацией не обладаем. Есть определенные предположения, но нет достаточного количества документов. Утверждать, кто конкретно захоронен, нельзя. Да, это действительно военнослужащие, погибшие в боях с Японией. Но, пожалуй, на этом вся достоверность информации заканчивается, — категорично предостерегает от скоропалительных выводов руководитель проекта «Историческая память» Сергей Орлов. — Самое главное — перенесли, создали мемориал, а время позволит уточнить фамилии погибших и принадлежность к конкретным воинским подразделениям. То есть в будущем обязательно появится памятная доска с именами. Давайте останемся честными и не будем торопиться! Они пока неизвестны, но уже не забыты!

Обретение покоя

В Васильевке основой будущего мемориала стал уже существующий солдатский памятник. С двух сторон от него вырыли две огромные могилы. Перед захоронением погибшие прошли обряд отпевания. Толпа шепталась — может, теперь души убитых обретут покой и прекратятся их земные мучения. Бросить символичную горсть земли выстроилась огромная очередь. В ней поддерживающие друг друга старики, молодежь, крестьяне и сельская интеллигенция. Даже дети не остались сторонними наблюдателями.

Позже братскую могилу закапывали всем миром. Выдохшихся и вспотевших под жарким солнцем бойцов-срочников сменяли казаки, потом «афганцы», засучили рукава местные мужики, даже женщины и местный священник передавали лопаты из рук в руки.

Дальше очередь за строителями. Окончательный вид братская могила обретет ко 2 сентября — к годовщине окончания Второй мировой войны. Солдатский памятник подлежит капремонту и реставрации, мемориал пополнится новыми элементами, площадь покроется плиткой. Еще одна страница войны, на которой пока рано ставить последнюю точку.

Мнение

Виталий Ребизан

Заместитель министра культуры и архивного дела Амурской области:

— В рамках празднования 65-летия Победы правительством Амурской области выделено 20 миллионов 364 тысячи рублей на ремонт памятников погибшим. Это позволит отремонтировать 152 памятника в разных населенных пунктах. Деньги получили практически все муниципальные образования, которые сделали заявку. За 15 лет моей работы в правительстве это самая масштабная помощь. Наибольшая финансовая поддержка оказана городам Тында, Райчихинск, Белогорск. Среди сельских поселений, конечно, Васильевка.

Возрастная категория материалов: 18+