Она посвящена подвигу бойцов и командиров 2-й Краснознаменной армии и ее героическому командующему — Герою Советского Союза генерал-лейтенанту танковых войск Макару Терехину.
Боевой трофей 17 августа 1945 года советскому командарму вручил при сдаче в плен командир 123-й японской пехотной дивизии генерал-лейтенант Китазава Тэйджиро.
Много лет меч хранится в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике, куда его незадолго до смерти передал на хранение Терехин. Сегодня раритет, причастный к военной истории нашей области, смогут увидеть и амурчане. Такое событие в жизни главного амурского музея произошло впервые.
Самурайская сталь в неоновом свете
Бесценную реликвию доставили в музей в минувшую пятницу. Все эти дни она хранилась под замком в специальной опечатанной комнате.
— Пока меча еще не было, мы приготовили витрину с сигнализацией и неоновой подсветкой, где разместили японскую саблю, привезенную из Маньчжурии в 1946 году одним из наших ветеранов, — рассказала музейный работник Наталья Берестенко, вынимая холодное оружие.
Вместе мы отправились в хранилище. Наталья Владимировна взяла в руки длинный серый сейф с рязанским раритетом:
— Насколько нам известно, этот самурайский меч изготовлен в начале 20 века, а клинок — в конце 17-го — начале 18-го.
Музейщики, как медики, в белых перчатках осторожно доставали холодное оружие. Закаленная в огне и боях японская сталь засверкала в неоновом свете. Гордость самураев, а потом и советских воинов-победителей заняла свое место в прозрачной витрине.
— Когда мы стали готовиться к празднованию 65-й годовщины победы над Японией, Сергей Орлов рассказал нам о самурайском мече. Его идея привезти военный трофей сюда, показала всем просто сумасшедшей, — честно говорят хранители истории. — Ну какой музей добровольно отдаст такой раритет?! И даже если согласится, надо столько согласований получить в Министерстве культуры. Это же народное достояние! И вот он здесь.
Директор Амурского краеведческого музея Елена Пастухова сама до сих пор не верит тому, что бесценный с точки зрения памяти исторический предмет занял достойное место в новой экспозиции. Я поинтересовалась у главного музейщика области, не страшно ли было такой хрупкой женщине везти через всю Россию дорогостоящий экспонат.
— Мы заранее обсудили условия безопасности и выполнили все требования по транспортировке меча, которые к нам предъявили. Вооруженная охрана сопроводила меня в Москву до аэропорта, здесь так же с мигалками и «во всеоружии» доехали до музея. А в полете безопасность ценного груза обеспечивал экипаж.
Вмешались политики
По словам Елены Пастуховой, все попытки договориться с рязанскими музейщиками встретили с их стороны полное непонимание и страх потерять самурайский меч, история которого жителям Центральной России не настолько близка, как амурчанам. Фундамент работы Рязанского Кремля — это древняя Русь. История Второй мировой войны в их музее представлена в сдержанном масштабе. Там настолько далеки от дальневосточной истории, что долго не могли осознать причину нашего страстного желания увидеть этот меч.
— Не хотелось бы критиковать коллег, но мне показалось, что у них нет масштабности мышления. Я долго вела переговоры по телефону, рассказывала о значимости этого предмета истории для амурчан. О тяжелых боях в Маньчжурии, о том, какие зверства творили самураи на территории Китая, что было уготовано советским людям, если бы Япония первой напала на СССР и применила химическое и бактериологическое оружие… Что этот меч не просто вещь, принадлежавшая японскому генералу. Для дальневосточников это как символ победы, гордости и славы русского оружия. Я даже приводила современные доводы, убеждала: мы послали своих лучших сынов к вам тушить пожары, потому что чувствуем себя с ним одним целым, но все это их не тронуло. Если бы не помощь губернатора Амурской области Олега Кожемяко, который направил письмо в Минкультуры и использовал свои связи в Москве, то вряд ли нам удалось бы осуществить задуманное, — честно признала директор музея.
История с мечом вышла за рамки «музей — музей» — вмешалась политика, и рязанским музейщикам ничего не оставалось, как только капитулировать. Три месяца самурайский меч будет гостить в Приамурье. В декабре экспозицию должны демонтировать, сложить в сейф, опечатать и также с мигалками и вооруженной охраной сопроводить в рязанский музей.
P.S. Вся эта история с самурайским мечом еще раз доказала глубину лозунга: в единстве — сила. Впервые за последние годы ради общего дела в Приамурье объединились общественники, бизнесмены, чиновники и политики. Идея, осуществить которую было почти нереально, настолько всех захватила, что, несмотря на занятость, каждый старался внести свою лепту. Одни вели переговоры на высоком уровне, другие обеспечивали охрану и транспортировку, третьи брали на себя финансовые расходы.
Талантливый полководец
В истории Амурской области есть немало героических страниц, участниками которых были ваши земляки. Герой Советского Союза генерал-лейтенант танковых войск Макар Терехин среди них занимает особое место. С апреля 1941-го по декабрь 1945-го он командовал 2-й Краснознаменной армией, участвовавшей в разгроме японо-маньчжурских войск.
В этих боях Макар Фомич проявил мужество и полководческий талант. Армия в ходе тяжелых боев освободила от войск противника территорию более чем в тридцать тысяч квадратных километров и более пятисот населенных пунктов Китая, уничтожила и взяла в плен более сорока тысяч офицеров и солдат противника.
Свой боевой путь старший унтер-офицер Терехин начинал еще во время Первой мировой — сражался с немецкими войсками в Прибалтике. В 1918-м добровольно вступил в Красную армию, участвовал в Гражданской войне на Южном фронте. В его военной судьбе была Испания, где он сражался за свободу этой страны в числе советских добровольцев. Потом был Халхин-Гол, Карелия с белофиннами, Маньчжурия…
Награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Кутузова 1-й ст., монгольским орденом Боевого Красного Знамени, многими медалями.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии