Заместитель начальника Амурской авиабазы охраны лесов Иван Шаповалов — гость совместного проекта информагентства «Порт Амур» и газеты «Амурская правда».
— Иван Семенович, вы возглавляли команду бойцов в той нелегкой командировке. Правда ли, что начинать работать пришлось чуть ли не с ходу?
— Наша группа в количестве 31 бойца и трех летчиков-наблюдателей во главе со мной сначала тушила лесные пожары в Рязанской области, а позже — в Пермском крае. Обстановка под Рязанью была очень страшная. Мы только добрались до Касимовского района, как из Нижегородской области пришел фронт огня шириной более восьми километров. Перед этим он прошел по деревне Верхнее Вырово. Там в течение 20 минут было уничтожено 340 домов. Когда этот шквал огня приблизился к нам, то в опасности оказался населенный пункт Маяк. Мы днем произвели с 2 сторон профилактические выжигания. А где-то в 11 часов ночи пламя пошло с другой стороны, и вновь пришлось работать, засучив рукава. Мы этот поселок отстояли, а на второй день вся деревня на баяне играла от радости, люди нас сердечно благодарили.
К тому времени мы не спали уже почти двое суток. То есть сначала прилетели в Москву, в Домодедово 6 часов ждали на улице. Потом сели в автобусы, приехали в штаб по Рязанской области. Оттуда на автобусе еще 170 километров в Касимовский район, там переправа через Оку… Конечно, люди были уставшие, но сразу приступили к проведению профвыжиганий. Как только обстановка позволила, разбились табором на берегу озера. В следующие дни уже организованно занимались тушением с работниками местного леспромхоза.
— Но ведь вы же не голыми руками боролись с огнем? Вам помогали снаряжением, людьми?
— Мы практически все везли с собой. В составе нашей команды было 6 групп — у каждой своя мотопомпа, бензопила, воздуходувы, спальники, палатки. Люди все наши — амурчане из Зеи, Архары, Свободного, Новокиевского Увала. Правда, с нами летели еще группы читинцев и красноярцев. Но их в другие районы Рязанской области отправили.
— Последствия пожаров поражают трагичностью и масштабами. Можно ли было избежать, на ваш взгляд, столь серьезных неприятностей?
— Можно. Наверное, сказываются последствия давнего развала лесного хозяйства и авиалесоохраны. Если бы всю авиалесоохрану России собрали туда на месяц раньше, как это делалось в советские времена, исход мог быть совсем иным. Там с середины мая все горело. Сказываются отсутствие взаимодействия, незнание обстановки, другие факторы.
Сегодня все полномочия по ведению лесного хозяйства переданы субъектам. Буквально за сутки до того, как сгорел первый поселок в Нижегородской области, там было селекторное совещание. Глава этого региона сказал: «Мне помощь не нужна». Когда жареный петух клюнул, все начали просить помощи. Опоздали.
— Любая неприятность у соседей невольно и подсознательно примеряется на себя. Амурская область может быть застрахована от подобного развития событий?
— В Приамурье ежегодно весной возникает 250—300 лесных пожаров. Главная причина — человеческий фактор. 50 процентов пожаров — это умышленные поджоги. Надо молодое поколение воспитывать в духе бережного отношения к лесу. Кроме того, у нас сейчас все населенные пункты защищены минерализованными полосами, проводятся профилактические отжиги. Но средств и специалистов недостаточно. Другой момент — каждый глава поселения старается свой поселок спасти, а что пожар ушел к другим поселениям — это его не волнует.
Кстати, в центральных регионах так и получилось. Владимирская область пустила пожар в Рязанскую и никого не предупредила. Так же поступила Нижегородская область. Авиапатрулирование было невозможно по причине сильной задымленности. Приходилось обнаруживать пожары только наземным путем. Где увидим огонь, там начинаем тушить, а общей ситуации, общей картины не было. Во всяком случае спутниковой информации о пожарах в Касимовском районе Рязанской области не поступало.
— Знаю, что ваша работа оценена по достоинству…
— Мы привезли благодарственные письма от главы администрации Касимовского района, от губернатора Рязанской области. Но самую главную благодарность мы, конечно же, увидели в глазах обычных людей. Еще когда только приехали, народ нас встречал с надеждой: «Как же мы вас долго ждали». Приносили нам и молоко, и яблоки, и помидоры, и огурцы. Слова благодарности не стихали. Моральная поддержка была очень мощной. Думаю, мы не подвели.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии