Удастся ли обуздать рост цен в магазинах Амурской области, в интервью АП рассказал председатель комиссии проекта «Народный контроль» партии «Единая Россия» в Амурской области, депутат гордумы Благовещенска Александр Сакания.
— Александр Викторович, мониторинг проведен, но цены-то растут.
— Растут. Но уже на первом этапе проекта «Народный контроль» мы договорились с крупными производителями хлеба о том, что серьезного повышения цены на него не будет. Затем мы достигли понимания между торговлей и производителями овощей, что также сказалось на ценах. И в конце августа после проведения «круглого стола» по данной теме мы заметили, что во многих сетях овощи упали в цене.
— Проект уже завершен?
— Нет, только начался. Амурская область была выбрана в качестве одного из пилотных регионов. У нас «Народный контроль» работает второй месяц, во всех регионах России активная фаза началась в сентябре. Проектом еженедельно контролируются 37 основных товаров, которые мы покупаем каждый день, — от питьевой воды и круп до хлеба и детского питания.
— То есть мониторинг продолжается?
— Конечно, рейды проходят дважды в неделю, но мы переходим на более плотный график. Отдельно промониторили ситуацию по гречке, потому что пошла информация о росте цен. Действительно, факты есть — цены выросли рублей на 20, причем на гречку урожая прошлого года. По тем магазинам, где это выявлено, материалы направлены в ФАС. Если проверки выявят нарушения, то владельцев ждут штрафы в сотни тысяч рублей. Сейчас этот вопрос на особом контроле на федеральном уровне. Отмолчаться производителям и продавцам уже не получится.
— Думаете, не получится?
— А это уже задача «Народного контроля». Со следующей недели мы начнем публикации таблиц с самыми низкими ценами на продукты в конкретных магазинах. Будем информировать население, где сегодня самая дешевая гречка, где самый дешевый сахар и другие продукты. Такая практика очень хорошо работала в других регионах по лекарствам. А на сайте регионального отделения «Единой России» мы будем размещать более полные таблицы с информацией о стоимости всех товаров во всех магазинах, где проводился мониторинг.
— Зачем нужно было делать такой проект, как «Народный контроль», если Амурстат еженедельно проводит мониторинг цен?
— Ведь надо не только мониторить, но и влиять. А для оперативного влияния правительству, контролирующим органам нужна помощь общественности. И «Единая Россия» вместе с партнерами проекта (это общественные объединения пенсионеров, профсоюзов, предпринимателей и молодежи) взяли на себя эту работу.
— Если говорить про первые итоги проекта, что вы увидели в Амурской области?
— Проект преследует несколько целей. Прежде всего, это постоянный мониторинг изменения цен на основные продукты и информирование общественности через СМИ о том, что происходит на прилавках. Будет и обратная связь — мы открываем горячую линию, по телефону которой можно сообщить о высоких ценах в каком-либо из магазинов. Кстати, во время акции выявилась общероссийская тенденция: на ценнике товара написана одна цена, а на кассе пробивают совершенно другую. На вопрос: «Что происходит?», кассир говорит: «Извините, мы не успели поменять ценники». На самом деле это обман, и он должен пресекаться. Еще одна из целей проекта — наладить связь в цепочке «производитель — продавец — потребитель».
— А у нас есть понимание между производителями и продавцами продуктов?
— Проблема в первую очередь в том, что не было нормального диалога между руководителями крупных торговых сетей и производителями. Более того, в регионах, таких как наш, руководители крупных торговых сетей не привыкли, что их бизнес привлекает внимание общественности. Чувствуется, что многие не владеют ситуацией, не в курсе того, что у них творится в сети. Знают об этом доподлинно директора магазинов, а это разные люди, каждый со своим подходом и не всегда заботящиеся о репутации сети в целом. В результате у фермеров огурцы стоили 5 рублей, а магазины покупали их у перекупщиков по 25, продавая горожанам уже дороже 30 рублей. Это ненормально, и владельцев сетей такие действия директоров тоже не устраивали.
— Как вообще руководители торговых сетей идут на контакт? На «круглом столе» присутствовали далеко не все их руководители.
— Мы пригласили всех. Но многие действительно не пришли. Однако привлечение внимания общественности к этой проблеме не призвано сказать: «Сетевики плохие, они вас обманывают!». Оно призвано помочь, и им в том числе. На «круглом столе», например, владелец одной из сетей и крупный фермер договорились о взаимовыгодных гарантированных прямых поставках на этот и весь будущий год.
— Но ведь фермер и раньше знал, что существуют торговые сети, руководитель сети магазинов был в курсе, что овощи кто-то выращивает. Они без вашей помощи не могли встретиться?
— Нас тоже это удивило. Были попытки, но все время через приемные, которые переадресовывали на тех, кто занимается поставками. И дальше производителей просто «футболили», ссылаясь на то, что товар не обработан, на отсутствие у фермера НДС и многое другое.
— Так кто в итоге виноват в росте цен? Производитель? Перекупщик? Торговая сеть?
— Не нужно вешать ярлыки. В каждом конкретном случае это разные участники рынка. Наша задача, я еще раз подчеркну, — пробудить гражданскую позицию у людей и социальную ответственность за свои действия у производителей и продавцов. После проведения «круглого стола» мы отметили, что на некоторые продукты цены снизились. Это коснулось овощей и кое-где — сахара. Хотя есть факты, когда на другие товары, о которых пока не говорили в СМИ, цены немного повысились. В любом случае «Народный контроль» привлек внимание к теме. Те, от кого зависит цена, теперь осторожно подходят к ее формированию, и это уже хорошо.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии