Когда впервые ступаешь на территорию центра, сразу и не верится, что здесь живут наркоманы и алкоголики — пациенты свободно перемещаются по территории, решеток на окнах нет. Все приветливые, улыбаются. В «Ковчеге» они живут добровольно. Прежде чем попасть в центр, реабилитанты прошли курс лечения в разных наркодиспансерах. Здесь при помощи трудотерапии и занятий с психологами они вспоминают, как это — жить нормальной жизнью. Не нравится — двери открыты.
— Конфликтов у нас тут нет, мы очень переживали и переживаем по этому поводу, бывает же элементарная несовместимость характеров, но пока все о,кей, — рассказывает заведующая реабилитационным отделением Людмила Грановская. — Конфликтов поколений тоже нет — средний возраст реабилитантов примерно 38 лет. Молодежи мало, поскольку их в основном родители сюда тянут за руку, а взрослые люди приходят осознанно.
Курс реабилитации в «Ковчеге» от двух до девяти месяцев. Выписавшихся пока не было, если не считать нарушителей дисциплины. Не так давно парни нашли дикорастущую коноплю и использовали ее по известному назначению. Нарушителей «отчислили», дурман-траву уничтожили, с неохотой вспоминают врачи.
Тесты на наркотики и алкоголь здесь проводят регулярно, особенно если реабилитант отлучился с территории.
В коридоре жилого корпуса очень светло, у выхода на лестницу на втором этаже — аквариум с рыбками, рядом — два ящичка: для предложений и жалоб. Когда пациенты выходят на работу во двор, двери в палаты, которые скорее похожи на маленькие квартиры, никто не закрывает, здесь все — друзья, и не только по несчастью. В комнатах есть кровати, шкафы, холодильники, некоторым за большие успехи выдают музыкальные центры и телевизоры. Практически во всех палатах возвышаются стопки книг.
43-летний Олег из Белогорска — алкоголик с 14-летним стажем. В «Ковчег» ему посоветовали отправиться родственники, он здесь практически с самого открытия. В день нашего визита был не на работе — немного приболел.
— Да как началось? Сначала с женой развелся, потом один нервоз, другой, — вспоминает грузный мужчина. — Только, бывает, отойдешь — еще удар, вот все в бутылке и топил. С работой проблемы начались. Надоело уже пить… Сейчас чувствую себя отлично, выходить пока рановато, наверное, но я чувствую, что иду на поправку. Здесь другой мир, учимся всему заново: трезво смотреть на вещи, работать. Я в земле раньше почти не копался, сейчас стал в это дело вникать. Картошку копал, теплицу мы сделали под рассаду.
Болеют бывшие наркоманы и алкоголики чаще — прежний образ жизни существенно ослабил здоровье. Уколы в процедурном кабинете ставят редко и по назначению. Таблетками лечат от расстройств, которые человек приобрел, страдая зависимостью. Ферментным препаратом «Фестал», например, потчуют всех — поджелудочная железа ослаблена.
— Пациенты у нас расцветают буквально на глазах, недельки через две уже другие люди, — объясняет Людмила Карповна. — Даем витамины, печеночные препараты: печень восстанавливается — улучшается иммунитет. Поступают — даже есть не хотят, через какое-то время зверский аппетит просыпается и потом уже начинают умеренно кушать.
Бывшие наркоманки Светлана и Татьяна живут вместе. Обеим чуть больше тридцати. На вопросы они отвечают охотно, но вот к фотографу отнеслись настороженно.
— Я в жизни в огороде, кроме мака, ничего не выращивала, — смеется Светлана. — Что-то можем делать сами, чему-то приходится учиться — слишком много было упущено, вот наверстываем. Я до этого побывала в центрах «Преображение», «Новое поколение» и еще каком-то, все делала, чтобы меня оттуда выгнали — не нравилось. Здесь же, как дома.
День начинается и заканчивается молитвой в часовне. В освященной комнате есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которая известна исцелением от зависимостей. Представители церкви здесь пока редкие гости, однако уже во вторник с Благовещенской епархией будет подписан договор, по которому в «Ковчег» на постоянное служение отправят батюшку, рассказала АП главврач областного наркодиспансера Лидия Рыбальченко. Если будет нужно, вскоре в центре появятся наставники других направлений христианства и даже религий. Свою готовность к сотрудничеству уже высказали представители католического прихода в Благовещенске.
Большую часть дня реабилитанты проводят за работой: одни строят новый забор, другие убирают территорию. Женщины перебирают картошку в овощехранилище или помогают на кухне. Мужчины недавно закончили строить теплицу — сейчас рыхлят землю, под нее вскоре положат отопление, а в конце февраля здесь высадят рассаду помидоров, баклажанов, капусты и других овощей.
Неподалеку от теплицы разбили сад, в котором пока по три рядка жимолости, смородины, малины, сливы.
— Еще пока ничего не плодоносило, кроме малины — совсем еще малыши, зимовать вот будут первый раз, — любовно рассказывает про сад руководитель реабилитационного центра по вопросам подсобного хозяйства Владимир Иванов. — Вот ямок накопали, здесь повсюду весной посадим полукультурку, — обводит он рукой приличную территорию.
Поля под картошку и другие овощи занимают шесть гектаров, под второй хлеб отведена половина. Прогнозов относительно будущего урожая старается не строить.
— Как бабахнула летом засуха, а потом — наводнение, накопали 15 тонн картошки, а могли бы в три раза больше, — машет рукой Владимир Анатольевич. — В жару у нас 70 градусов на почве было! Да и коровы местные немало потоптали, раньше ж забора не было, а они приваженные. Раз их отгонишь, два, пять, десять, а на одиннадцатый, бывает, не уследишь.
Вскоре «Ковчег» обзаведется собственными коровами, 50 телят мясной породы герефорд сюда привезут уже весной. Для них на днях начали строить ангар площадью в 550 квадратов. Пока только выкопали ямки под опоры, затем на каркас из труб постелют тент, сдать коровник планируют уже через две недели. Конструкцию для ангара центр получил совсем недавно, вместе с новым трактором и навесным оборудованием. Только сельхозтехника обошлась областному бюджету в миллион рублей.
«Дневники чувств» снимают агрессию
Каждое утро и вечер пациенты рассказывают о своем самочувствии на групповой терапии у психолога. Чтобы ничего не забыть, они ведут «Дневники чувств». Нередко таким образом гасятся конфликты, которые еще не успели назреть. Реабилитанты вспоминают, на кого они злились и почему, были ли у них мысли о наркотиках или алкоголе. Если требуется, психолог Наталья Мехедова дает своим подопечным советы.
— Сами понимаете, какой у нас контингент, все приходят замкнутые, разговорить их, как правило, очень сложно, совсем редко люди сразу раскрываются, — говорит Наталья Юрьевна. — Многие ходят на индивидуальный прием. Релаксационные занятия периодически проводим по вечерам. Сейчас пока о каких-то результатах говорить рано, но динамика у многих положительная уже есть, может быть, нескольких человек скоро и к выписке будем рекомендовать.
Возрастная категория материалов: 18+
Здравствуйте!
Прошу вас, помогите моему беспутному сыну. — он алкаголик и наркоман.
Пожалуйста, разъясните, как можно его определить в реабилитационный центр, какие условия, что для этого необходимо.
— Леонид