Погодные летописцы

В работе февральским метеорологам помогают и компьютеры, и флюгер
Просмотры: 3182
Комментарии: 0

— Мы не предсказываем погоду, мы фиксируем погодные явления, — пытается объяснить разницу между своей работой и работой синоптиков техник-метеоролог февральской метеостанции Елена Филиппенко. — Но многие до сих пор этого не понимают, то и дело пытаются «раскрутить» меня на прогноз погоды на завтра.

Февральская метеостанция — это небольшая деревянная избушка на окраине поселка. С первого взгляда она ничем не отличается от обычного жилого дома: труба, из которой уютно идет дымок, забор и огород, в котором можно посадить много картошки. Однако вместо грядок — площадка с метеорологическим оборудованием.

Как говорят метеорологи, зафиксировать объемы выпавшего дождя и снега или скорость порывистого ветра порой даже важнее, чем предвидеть капризы природы. Нередко такая информация становится жизненно необходимой. Рыбаки и охотники, лесники, железнодорожники, пожарные — список нуждающихся в ценных сведениях можно продолжать. Именно поэтому февральские метеорологи на посту круглые сутки.

Сегодня смена Елены Филиппенко. Рабочий кабинет в «деревяшке» не очень похож на казенный офис, даже несмотря на то, что в нем масса профессионального оборудования. Стоит выйти из кабинета — и ты почти в домашних условиях: за стеной потрескивает печка, а в комнате напротив — диван для отдыха. Сутки на дежурстве пролетают почти незаметно.

Каждые три часа Елена снимает показания приборов. В полдень — ее очередной выход на площадку. Мы подоспели к нужному моменту.

— Первым делом определяем облачность, — комментирует свои действия метеоролог. — Для этого достаточно просто взглянуть на небо. Сегодня солнечный день, но, видите, небо как будто в дымке, много мелких облаков, прозрачности нет. Такая облачность оценивается примерно на 8 баллов. А вот еще один метеорологический показатель — видимость — сегодня оценим на 9 баллов. Ее определяют по специальным ориентирам. Обычно это какие-то выдающиеся элементы ландшафта. В нашей ситуации ориентир — сопка, которая удалена на определенном расстоянии. При разной степени видимости с точки на площадке ее можно будет различить более или менее четко.

Осмотревшись, Елена спешит к приборам. Нужно снять показания нескольких термометров. Наземные в данный момент показывают температуру снега, а летом — температуру почвы. Температуру воздуха можно оценить, заглянув в специальный «ящик» из деревянных реек, установленный над землей на столбе.

— Сейчас температура воздуха — минус 15,3, — открывая дверь «ящика», говорит наша собеседница. — Заносим данные в блокнот и обязательно закрываем решетку. Термометр для измерения температуры воздуха по правилам должен быть установлен на уровне 2 метра над землей и обязательно находиться в тени. Поэтому вот такое замысловатое приспособление.

Есть на площадке и масса другого интересного оборудования. Столб с блестящей веерообразной чашей — специальный сосуд для сбора снега. В нем измеряется уровень осадков в миллиметрах. Уровень снежного покрова замеряется по трем рейкам, на которые нанесены деления. Также здесь есть устройство с названием «гололедно-изморозевый станок». По нему измеряется толщина и диаметр изморози. Замыкает вереницу приборов флюгер. Неужели им до сих пор пользуются метеорологи?

— Флюгер — это не просто украшение площадки, — поясняет Елена Филиппенко. — Если вдруг исчезнет электричество, по нему мы сможем определить направление и скорость ветра. Способ, конечно, дедовский, но вполне надежный. Кстати, у нас не так давно закончился период, когда станция была обесточена в течение пяти месяцев. Тогда флюгер спасал.

Вернувшись с площадки, метеоролог заносит данные в специальный журнал и работает с приборами внутри помещения. Здесь снимаются показания барометра и барографа — для определения атмосферного давления, скорость ветра и его направление показывает анеморумбометр. Еще несколько показателей, которые обычно не фигурируют в метеосводках для простого обывателя, такие, как «точка росы», или «парциальное давление водяного пара», вычисляются при помощи специальных формул и данных психрометрических таблиц.

На все вычисления и оформление полной сводки уходит около 15 минут. После чего данные немедленно отправляются в амурский Гидрометцентр — эсэмэской по телефону. Основываясь на этой информации, амурские синоптики будут строить уже свои прогнозы.

Снежных и морозных рекордов не было

По словам работников метеостанции, прошедшая зима выдалась рядовой для северной территории. Не было зафиксировано даже снежного рекорда, подобного тому, что случился в Благовещенске и других районах области в начале сезона. Максимально низкая температура воздуха была зафиксирована в январе и составила минус 43,5 градуса. Осадков выпало умеренное количество, скорость ветра на протяжении зимних месяцев была либо очень низкой, либо также умеренной.

Информация предназначена для лиц старше 18 лет
Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью