«Авторитеты» в дорогом мраморе, а воинам жалеют деньги на плиту
Аду Колесник знают в Белогорске многие. Она является почетным жителем города, награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Отличник народного просвещения, она 25 лет была хозяйкой местного детского дома. Всю жизнь ей приходилось сталкиваться с людским горем, но ее сердце от этого не зачерствело, а душа не устала согревать теплом тех, кому нужны помощь и сочувствие.
Она давно на заслуженной пенсии. Но при этом продолжает приносить пользу родному городу и его людям. Вот уже 13 лет Ада Николаевна возглавляет Белогорский комитет солдатских матерей — без всякой оплаты, на добровольных началах. И продолжает вдохновлять других горожан на добрые дела. «Это наш мозговой центр», — с теплотой называют ее соратницы по общественной работе.
Два года назад Ада Николаевна поехала с другими матерями на Никольское кладбище, где захоронено большинство участников боевых действий. Буквально недалеко от входа — могила сына Любови Андреевны Кушнаренко. Андрей погиб в первую чеченскую кампанию. Нес боевое дежурство, когда боевики окружили и в упор расстреляли блокпост. Было это в 1996 году. Скромное серое надгробие из мраморной крошки кавалера ордена Красной звезды, обветшавшее за годы от дождей и ветров, смотрелось чем-то чужеродным среди окружавших его дорогих и красивых памятников из черного мрамора, возвышавшихся на могилах местных «воров в законе».
— Меня это настолько потрясло, — голос Ады Колесник задрожал от волнения. — Душа вывернулась наизнанку. Думаю, что же это такое: криминальные авторитеты своим подельникам такие памятники воздвигают, а наше государство своим солдатам и офицерам не может обеспечить достойную память. Ведь наши мальчишки не сами туда поехали, не за длинным рублем, а честно долг выполняли. Почему такая несправедливость?! Мы задумались, как это можно исправить. А денег-то нет! Решили обратиться к предпринимателям.
Станислав Милюков, который тогда еще возглавлял местную телекомпанию, выделил нужную сумму, чтобы облагородить захоронение Андрея Кушнаренко. «Одному сделали, а другие как же?!» — подумали в комитете солдатских матерей. И пошли с протянутой рукой по всем инстанциям. Идею матерей восстановить памятники погибшим воинам (хотя бы тем, чьи захоронения находятся в самом удручающем состоянии) поддержали в белогорской городской администрации. Не осталась в стороне и строительная компания «Мост-Восток». К каждому захоронению привезли по два Камаза песка, бочки с водой, строительные материалы. Выделили рабочих. Так, общими усилиями за 2009 год облагородили пять могил земляков, погибших в военных конфликтах.
Сегодня комитет солдатских матерей вместе с другими общественными организациями готовят книгу Памяти, где расскажут обо всех белогорцах, которые погибли в «горячих точках» — на Даманском и Северном Кавказе, в далеких Афганистане и Эфиопии…
«Об одном душа болит, — говорят их родственники, — нам некуда даже положить цветы в дни скорби. В городе есть часовня во имя всех погибших воинов. Но там нет никаких фамилий».
— Мы много раз обращались к местным властям, чтобы они разрешили установить рядом памятную плиту с высеченными на ней именами белогорцев, погибших во всех локальных войнах и конфликтах. Чтобы можно было возложить туда венки и цветы. Люди готовы отдать на это свои последние деньги. Только разрешите! Но члены общественной комиссии по увековечиванию памяти граждан и исторических событий на территории муниципального образования г. Белогорска посчитали это нецелесообразным — так и написано в ответе, — недоумевает Ада Колесник.
Спрашивается, какая от памяти белогорским властям нужна «целесообразность»? Неужели те же ребята-даманцы, принявшие такую страшную мученическую смерть, чтобы предотвратить между огромными странами большую войну, не заслужили маленького кусочка земли в городском парке, чтобы на нем установить плиту с именами погибших? Одну — на всех!