Эпицентр тревоги
На севере Приамурья с детства готовятся к разрушительным землетрясениям
Практически каждый день на севере Приамурья происходят землетрясения. Большинство из них фиксирует только специальная аппаратура, человек не чувствует, однако нередко северную землю трясет так, что дребезжат стекла, шатаются люстры и дрожат стены. Серия ощутимых землетрясений в Тындинском районе произошла в середине марта.
Сейсмологи не исключают, что эти природные явления взаимосвязаны с японскими событиями. Что происходит в глубине Земли и к каким последствиям могут привести тектонические изменения в Амурской области, выяснял наш корреспондент.
Дребезжание по Рихтеру
Территория всего Дальнего Востока подвержена землетрясениям. Но если в южных районах Приамурья и Благовещенске вероятность возникновения такого рода катаклизмов близка к нулю, то на северо-западе области земные толчки — довольно частое явление. Здесь жители уже привыкли к периодическим дребезжаниям оконных стекол, пошатыванию мебели и люстр. Особенно часто трясет тындинские поселки Олекма и Юктали.
Так, последнее землетрясение произошло 21 марта. Однако оно не идет ни в какое сравнение с тектоническим движением плит 1958 года — Нюкжинским землетрясением. Тогда в районе реки Тургунча на границе Республики Якутии и Амурской области были зафиксированы толчки силой до 9 баллов по шкале Рихтера.
— В те годы эта местность практически не была заселена, здесь не было многоэтажных домов, железной дороги. Но если бы такое землетрясение произошло сейчас, то не исключено, что часть строений на северо-западе Амурской области могли быть серьезно разрушены, — говорит директор якутского филиала Геофизической службы Сибирского отделения РАН Сергей Шибаев.
Многоэтажкам дали добро
До строительства Байкало-Амурской магистрали в северных районах области не было ни одной пятиэтажки и уж тем более 9- или 16-этажек, поэтому землетрясения в этой местности практически не представляли никакой угрозы. Ситуация изменилась, когда появилась Зейская ГЭС, началось активное строительство многоэтажных домов на станциях БАМа. Ученые в первую очередь обращали внимание проектировщиков и строителей на высокую сейсмоопасность и наличие вечной мерзлоты в этих районах. Поэтому все здания сооружались при неукоснительном соблюдении норм и правил, которые диктовали сейсмологи.
Специалисты дали добро даже на возведение комплекса 16-этажных домов в Тынде — самых высотных зданий на севере Дальнего Востока. Эти дома построены на специальном фундаменте по принципу раскачивания, который применяется при строительстве высоток в Японии. До сих пор расчеты ученых не дают серьезных сбоев, и все сооружения выдерживают колебания земной коры. А они могут достигать на севере Приамурья до 9 баллов по шкале Рихтера. Но, как подчеркивают сейсмологи, жертв и разрушений удается избежать еще и потому, что эпицентры всех сильных землетрясений находятся в незаселенной местности, десятках, сотнях километров от поселков и городов. Большинство разрушений происходит ближе к эпицентру, хотя сама магнитуда может распространяться на несколько сотен километров, но чем дальше расстояние, тем больше она ослабевает.
Барометры опасности
— Север Приамурья постоянно трясет, потому что здесь проходит Байкало-Становой сейсмический пояс: стык двух тектонических плит, и земля в этом месте регулярно извергает скопившуюся в недрах энергию, — объясняет Сергей Шибаев. — Сейчас наша сейсмостанция практически ежедневно фиксирует колебания земной коры в этом районе. Конечно, большинство из них человек не ощущает, но мы все подземные толчки изучаем досконально.
Первая сейсмическая станция в Якутии была открыта в 1958 году в Якутске. Позже стали появляться станции в других поселках республики. В Амурской области филиалы Якутской геофизической службы были открыты в 2001 году в Тынде и в 2004 году в Юкталях. В столице БАМа сейсмостанция соседствует с другой станцией — метеорологической.
— В подполье на бетонной плите у нас установлен сейсмограф, который определяет любые движения земной коры и фиксирует их на бумаге, — рассказывает оператор Тындинской сейсмостанции. — Всю информацию о колебаниях земной коры на северо-западе Приамурья мы передаем в головную станцию в Якутск, где полученные данные обрабатываются.
Как правило, сейсмологи только констатируют уже свершившиеся изменения, хотя иногда и дают прогнозы на несколько месяцев вперед. Но предсказать точные время, место и силу землетрясения сегодня не может никто в мире. Считается, что барометрами приближающегося землетрясения являются животные. Собаки во время подземных толчков начинают бегать по комнатам, скулить и вырываться из квартиры, аналогичное поведение и у кошек.
Памятка для северян
Спасатели говорят, что людям не следует игнорировать возможность чрезвычайной ситуации. Жителям районов с повышенной сейсмоопасностью нужно всегда быть начеку и знать правила поведения при землетрясениях.
— У нас была разработана специальная памятка для жителей поселка, как вести себя при землетрясениях. Она вывешена в каждом подъезде, имеется в школе и детском саду. В памятке подробно описаны все действия при чрезвычайном происшествии. В первую очередь мы советуем населению держать все документы в одном месте и поближе к выходу. У каждого должны быть запас воды в бутылках, консервы, фонарик, — рассказывает глава Олекмы Светлана Сиразова. — Наш поселок трясет постоянно, и мы уже привыкли к землетрясениям. Но, конечно, это неприятные ощущения, когда шатаются люстры, дребезжат стекла. После самого сильного землетрясения в 1989 году у нас люди сильно испугались, некоторые семьи собрали вещи и уехали из поселка.
В Олекме не стали рисковать и строить высотные дома, здесь ограничились трехэтажными зданиями из кирпича, которые могут выдержать землетрясения силой до 9 баллов.
Уроки эвакуации
В Тынде вероятность столь сильных толчков сведена к нулю. Но землетрясения в 7 баллов могут произойти в любое время. Все здания должны выдержать такие толчки, но это в теории. На практике же не исключено, что строители в ряде случаев не учли определенные технологии для повышения сейсмостойкости. Например, очень важный элемент — качество бетона. Если в растворе будет большое количество песка, то дом не выдержит сильного землетрясения.
Учитывая сейсмоактивность местности, в тындинских школах, больницах, детских садах регулярно проходят учения по эвакуации детей в случае возникновения землетрясения. Здесь имеются памятки поведения при подземных толчках. В местных газетах, на телевидении постоянно рассказывают тындинцам, как действовать при сильных землетрясениях.
На Эльге обнаружено 26 потухших вулканов
Движение литосферных плит на Зейской ГЭС может разрушить плотину, и тогда под водой окажутся несколько районов области, в том числе и Благовещенск. Поэтому энергетики постоянно проверяют конструкции на предмет прочности. Есть сейсмостанция и в поселке Бомнак. Она, как и станция в Зее, подчиняется Южно-Сахалинской геофизической службе. Поэтому все данные из этого района обрабатываются в Южно-Сахалинске.
— Географически территория Зейского района ближе к Якутской геофизической службе, поэтому сейчас мы ставим вопрос о передаче станций в наше ведение. Тем более это становится актуально в связи с предстоящим освоением Эльгинского месторождения угля. Нам будут необходимы данные по сейсмоактивности в этом районе. С точки зрения геофизики это энергетически очень активная территория: на Эльге обнаружено 26 потухших вулканов, — приводит аргументы Сергей Шибаев. — С развитием Дальнего Востока наработки сейсмостанций будут все более востребованными. Нашими данными пользуются железнодорожники, нефтяники, энергетики. Безусловно, строить дороги, прокладывать нефтепроводы, возводить здания с учетом требований сейсмологов гораздо дороже, чем в центральных регионах России, но только так мы можем свести к минимуму катастрофические последствия землетрясений. Сегодня даже самая современная техника не в состоянии предотвратить природные катаклизмы. И примеров тому масса: разрушительные землетрясения в Японии, где применяются высокоинтеллектуальные технологии, цунами, обрушившиеся на страны Юго-Восточной Азии… Пока природа берет верх над человеком.
