Выговор получил оперативный дежурный ОМ-3, предупреждение о неполном служебном соответствии — еще четыре сотрудника: начальник ОМ-3, старший оперативный дежурный города, сотрудник уголовного розыска по линии преступлений против личности, проводивший опрос педофила, и замначальника вневедомственной охраны, который был ответственным дежурным по городу. Начальник дежурной смены уволен из органов.

Не хватило логики и настойчивости

При этом глава амурской полиции Николай Аксенов акцентировал: сотрудники МВД не имели законных оснований задерживать гражданина Жицкого, доставленного поздно вечером 20 июля в отдел милиции № 3 для проверки причастности к совершению преступления. Это прерогатива Следственного комитета.

Привлечены к дисциплинарной ответственности шестеро благовещенских оперативников за то, что нарушили ведомственные приказы и инструкции. Им ставят в вину то, что они не информировали вышестоящее руководство о возникших проблемах, в частности о том, что следователь СК отказался прибыть в дежурную часть, куда доставили подозреваемого в педофилии.

— В дежурной части в любом случае должны были добиться, чтобы следственно-оперативная группа была собрана. Чтобы на место, кроме оперуполномоченного уголовного розыска, прибыл сотрудник Следственного комитета, эксперт (если это необходимо), участковый. Этого не было сделано, — констатировал Николай Аксенов.

Человеческий фактор

Помнится, еще на своей первой пресс-конференции Николай Николаевич заявил: у него большие претензии к работе дежурных частей, как в целом, так и по конкретным направлениям — раскрытию преступлений, реагированию на обращения граждан.

Он издал ряд соответствующих приказов, распоряжений. Как показала ситуация, далеко не все сотрудники ДЧ освоили новые правила.

Напрашивается вопрос: если начальник отдела милиции и дежурный смены (люди, которые задают направление работы подчиненных) не смогли разрулить ситуацию, что можно сказать об остальных сотрудниках? А ведь, начиная реформу МВД, предполагали оставить в полиции только самых умных, самых толковых и инициативных.
Кадровый вопрос сегодня стоит в правоохранительных органах очень остро, согласился Николай Аксенов. Особенно на амурском севере. Что касается Благовещенска и конкретно дежурной части, аттестационные комиссии каждого сотрудника отбирали тщательно.

— Те, кто остался, способны работать. И будут работать хорошо — мы их научим, — заверил наш главный полицейский. — Я всегда говорю подчиненным: к каждому потерпевшему, какой бы он ни был, относитесь внимательно, как к близкому родственнику. Тогда и логика включится, и сразу будет понятно, что надо делать. А когда к делу относишься бездушно, опосредованно, то забываются приказы, инструкции, и срабатывает человеческий фактор.

Уголовные дела

Для двух сотрудников в погонах человеческий фактор обернулся уголовными делами.

21 июля следственный отдел по Благовещенску СУ СК РФ по Амурской области возбудил уголовное дело по факту ненадлежащего исполнения своих обязанностей сотрудниками органов внутренних дел по проведению проверки по сообщению о преступлении. А 23-го в рамках
ч. l ст. 293 УК РФ «Халатность» начальник и старший оперативный дежурный ОМ-3 были задержаны.

Но тут вмешалась прокуратура. Надзирающий орган усмотрел: во-первых, при вынесении постановления о привлечении сотрудников третьего отдела полиции в качестве обвиняемых нарушены требования уголовно-процессуального законодательства РФ, а во-вторых, обвинение предъявлено без наличия достаточных доказательств.

Тем не менее следователь СУ СК вынес постановление о возбуждении ходатайства перед судом об избрании в отношении сотрудников полиции меры пресечения в виде заключения под стражу. Суд отказал, посчитав обоснованной позицию прокуратуры.

Вчера оба сотрудника ОМ-3, в отношении которых возбуждено уголовное дело, выполняли свои служебные обязанности. Насколько это согласуется с законом — юридическая служба УМВД планировала обсудить этот вопрос со Следственным комитетом, где проводят расследование.

— Мы никого покрывать не собираемся! Сами заинтересованы в том, чтобы расследование прошло объективно и действительно были выяснены все причины, создавшие предпосылки для такого чрезвычайного происшествия, — заявил Николай Аксенов. — А ситуация в любом случае получила бы свое логическое завершение. Материал был зарегистрирован, по нему надо было принимать решение, он бы не исчез в никуда. Преступника все равно бы арестовали. Это однозначно.