В связи с этим управление ФНС России по Амурской области выражает благодарность мэру города Тынды Марку Шульцу за предоставленную возможность и содействие в проведении мероприятия.

По результатам встреч с представителями коммерческих компаний Тынды и Тындинского района Ирина Васильевна отметила, что в основном у налогоплательщиков возникали вопросы, касающиеся правомерности отдельных требований налоговых органов. В связи с этим уточним, как вести себя бизнесменам, если им позвонили из налоговой инспекции или получили письмо с требованиями прибыть в инспекцию и дать пояснения по уплате налогов или представленной отчетности. Насколько правомерны такие требования и какие могут наступить последствия, если вызов налоговой будет проигнорирован.

Каждая декларация (расчет) в налоговой инспекции проходит камеральную проверку. Она осуществляется в автоматизированном режиме. Иногда в ходе проверки возникает необходимость провести и более углубленные мероприятия налогового контроля. Например, если налогоплательщик заявил льготы, НДС к возмещению, представил какие-либо поясняющие документы и т. п., то налоговики проанализируют поданные сведения и запросят у налогоплательщика документы по вычетам или у банка информацию по расчетному счету налогоплательщика.

В случае выявления противоречий в отчетности или несоответствия между представленными сведениями и данными, имеющимися у налогового органа, налоговики обязаны сообщить об этом налогоплательщику и потребовать у него в установленный срок (в течение пяти дней) представить необходимые пояснения или внести исправления в отчетность. Налоговые органы имеют также право истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п. 3, 4 ст. 88 НК РФ), как в отношении самого плательщика, так и документы, касающиеся его взаимоотношений с контрагентами (ст. 93 НК РФ).

За непредставление (несвоевременное представление) пояснений по требованию налоговиков в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ ответственность не предусмотрена. Однако представить пояснения в любом случае стоит. Причем вовремя. Это поможет избавиться от возможных проблем с неосновательным доначислением налога, пени и назначением штрафа по итогам камеральной проверки.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрена какая-либо обязательная форма сообщения о выявленных ошибках (противоречиях, несоответствиях) с требованием о представлении пояснений или внесении исправлений, поэтому налогоплательщику (представителю), от которого налоговый инспектор хочет получить пояснения, направляется мотивированное письменное уведомление о вызове в инспекцию.

Форма «Уведомления о вызове налогоплательщика» должна в обязательном порядке содержать порядковый номер; ссылку на пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ; Ф. И. О., должность сотрудника налогового органа, который вызывает налогоплательщика; полное и сокращенное наименования организации, ИНН/КПП (или полное и сокращенное наименования организации и филиала (представительства) организации, ИНН/КПП); Ф. И. О. физического лица, ИНН (при наличии); наименование налогового органа, его адрес, номер комнаты (кабинета); день и время вызова; подпись должностного лица налогового органа и его телефон (отсутствие печати на уведомлении допускается), а также подробное описание цели вызова налогоплательщика в налоговый орган.
Если налогоплательщик получил «Уведомление о вызове налогоплательщика», содержащее все перечисленные реквизиты, вызов его в налоговую инспекцию будет совершенно правомерным, и на него следует отреагировать. Иначе, при отсутствии уважительных причин, последует наказание в виде административного штрафа, размер которого составляет от 2 до 4 тыс. рублей. Иные повестки, сообщения и другие неофициальные «вызовы» и требования налоговых органов, оформленные ненадлежащим образом, неправомерны.

Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области сообщает, что сотрудники налоговых органов являются государственными гражданскими служащими и обязаны соблюдать требования налогового законодательства и законодательства о государственной гражданской службе. Поэтому в случаях, когда, по вашему мнению, к вам предъявляются неправомерные требования или вы столкнулись с некорректным поведением налоговых инспекторов, просим сообщить об этом любым из удобных способов:

написать письменное обращение в управление по адресу: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, пер. Советский, 65/1;

воспользоваться электронным сервисом «Обращение в УФНС/ИФНС» на сайте управления www.r28.nalog.ru и написать обращение в наш адрес;

позвонить на телефон доверия управления 53-92-83.

В настоящее время на сайте амурского налогового управления (www.r28.nalog.ru) в сервисе «Анкетирование» можно заполнить анкету о качестве услуг, полученных в налоговых органах. Уважаемые налогоплательщики, нам важно знать ваше мнение!

УФНС России по Амурской области.