Как разворачивались события, выясняли корреспонденты АП, случайно оказавшиеся в эпицентре огня. 

Доигрались?!

В 8.45 автобус Сковородинского АТП отправился в путь. Ехать всего полтора часа, впереди долгожданный праздник, съемка у самих Заволокиных и масса положительных эмоций. Чтобы не терять время гармонисты из ансамбля «Коробейники» растянули меха гармошки, женщины стали напевать «Урушинский вальс». Ребятишки уселись на зане сидение автобуса. Люки и стекла задраили, чтобы не задыхаться от придорожной пыли. Как оказалось после, это нас и спасло. Через некоторое время в салоне стало попахивать жженой резиной. «Это новые колодки притираются», — успокоил водитель.

Во время кратковременной остановки в лесу, было заметно, как из-под бампера автобуса вытекала жидкость. Автобус тронулся, вонь — усилилась. Через пару минут место, где сидел  шофер, заполыхало. Пламя начало пожирать внутреннюю обшивку салона. После нескольких попыток, водитель Юрий Федоров сумел остановить автобус и открыть переднюю дверь. Заднюю заклинило. Нечем было дышать. Чтобы спастись от задымления кто-то потянулся к крышке люка, но тут же получил резкий указ: «Ни в коем случае, иначе сгорим все заживо, на улице сильный ветер!». Толпа гурьбой стала ломиться через узкую щель. Кто-то побежал ко второй двери, но открыть не смог. Началась легкая паника, крики. Школьники испуганно молчали. К счастью в окна никто  от страха не лез. Артисты стали хватать костюмы, кто стоял впереди пытался  броситься назад, но стена из живых людей не пускала. Я находилась довольно далеко от выхода, сидела в середине салона. За мной стояли еще  трое взрослых и шестеро детей.

Было ли мне страшно, не помню. В голове единственная мысль: успею ли я вообще выйти отсюда. Все происходило, как в замедленной съемке. Казалось, что пассажиры спускаются долго, осторожно. А огонь уже подбирался к нам. Пришлось со всех сил выдавливать народ.  Прямо у дороги была небольшая канава. Многие скатывались в нее. Как только я вылезла, а мне показалось, что вылетела, мужчины закричали: «Уводите подальше детей, сейчас рванет!». Мы побежали по трассе и на ходу останавливали проезжающие машины. Их владельцы выбегали с огнетушителями в руках. А впереди уже вовсю полыхало. Одной женщине стало плохо. Схватило сердце.

Медаль за спасение контрабаса

— А наши костюмы, туфли, инструменты!? — сокрушались сковородинские артисты. — Мы столько готовились, деньги на участие собирали по крупицам. Для нас это невосполнимая потеря. Один сценический народный костюм стоит 2,5 тысяч рублей. Инструмент — от пяти тысяч. Кто нам все это возместит?!

С этим отважные северяне не захотели мириться. Когда все отбежали  на приличное расстояние, руководитель ансамбля «Коробейники» Сергей Миронов и 27-летний гармонист Рома Резников, смогли открыть заднюю дверь и из огня вытащили одежду, пакеты с аксессуарами, гармонь, балалайку и  огромный контрабас. А заодно и посмотрели, не остались ли в задымленном автобусе люди.

Через некоторое время появилась пожарная машина, затем на помощь приехала бригада дорожников. Потушить основательно не хватило воды. Как только от автобуса остался лишь  черный остов,  дети заплакали. Мы собрались в круг и начали считать потери и успокаивать друг друга. Когда оказалось, что все живы и здоровы, а главное «народный» инвентарь не пострадал, артисты развернули гармони и начали частушками спасаться от стресса. Действительно, нашу песню не задушишь, не убьешь. Теперь мы смело можем считать  8 сентября своим вторым днем рождения!

Пассажиры и водитель  действовали правильно

Сейчас по факту возгорания надзорные органы ведут свои проверки.

— Такого у нас в районе последние десять лет уж точно не было, — считает  старший помощник прокурора Сковородинского района Иван Шнитко. — Это просто чудо, что никто не пострадал. По предварительным данным установлено, что пожар возник в результате короткого замыкания электропроводов, питающих блок управления подачи топлива на двигатель. Перед выпуском автобуса на маршрут его техническое состояние проверялось. Водитель визуально осмотрел двигатель, но ничего подозрительного не нашел. Если бы осмотр был бы проведен более качественно, и возможно  и возгорания не было. Нами было установлено, что электропривод, который приводит в движение, был поврежден огнем, поэтому не открылась вторая дверь. Сейчас направлено представление на имя директора АТП.  Поставлен вопрос о привлечение водителя к дисциплинарной ответственности. Этот автобус 2009 года выпуска, его амортизация 20 месяцев. А полезное использование — 7 лет.

Насколько эта техника была качественной, сказать уже невозможно: ПАЗ сгорел дотла, остался более-менее целым задний мост. Ущерб предприятия — 1 миллион 219 тысяч.

— Причина возгорания  слабый контакт электропроводов, который произошел, из-за того, что автобус эксплуатируется по плохим дорогам, — добавляет заместитель начальника  управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Амурской области Олег Медведков. — Вины водителя или какого-либо другого должностного лица в этом нет. Наоборот шофер действовал правильно и благодаря этому, пламя так быстро не распространилось по автобусу. Пассажиры тоже в спешном порядке и без паники покинули опасное место. К сожалению, о пожаре сообщили поздно. Звонок поступил в 10.08 и только в 11.00 пожар был ликвидирован. В Приамурье последние два года автобусы не горели.