О том, как вести себя в зоне КТО и почему важно тщательно выверять информацию, журналистам коротко рассказал сотрудник аппарата оперативного штаба Амурской области Дмитрий Бронников. Самое главное — помнить, что от содержания журналистского материала может зависеть жизнь заложников и даже бойцов спецподразделения. Часто единственным источником информации из внешнего мира для террористов, захвативших тот или иной объект, становится телевизор. Тележурналисты же в погоне за сенсацией порой попросту сдают своих.

— Я общался со спецназовцами, которые принимали участие в спецоперации по освобождению школы в Беслане. Грубейшей ошибкой СМИ тогда было давать в прямом эфире действия спецподразделений, — говорит Дмитрий Владимирович. — Например, показали, как снайпер спецназа занимает позицию. Так вот, этот снайпер рассказывал, что по нему открыли настолько мощный прицельный огонь, что он едва успел сменить позицию. Журналисты должны сотрудничать с группой по взаимодействию со СМИ и не забывать о главном принципе — не навреди.

Собравшимся показали учебный фильм, в котором журналисты федеральных каналов, работавшие в горячих точках, рассказывали о том, как себя вести. «Ни один кадр не стоит вашей жизни» и «от ваших кадров может зависеть чья-то жизнь» — две эти фразы исчерпывающе описывают суть получасовой ленты. Представителям СМИ еще раз напомнили, что нельзя показывать лица силовиков, и отправили их на стрельбище, где тех уже ждали бойцы спецназа. Идти на ухищрения телеоператорам не пришлось: спецназовцы, учившие журналистов стрелять, облачились в маски.

Стрелять из АК-74 М оказалось куда проще, чем из его предшественника
АК-47 (был опыт на военных сборах): отдачи практически нет, поскольку калибр здесь не 7,62 мм, а 5,45. «Судя по стрельбе, не попал», — говорит мой куратор в маске. Однако вблизи оказалось, что десять пуль попали в зеленое поле мишени, из них шесть — в круг, две — в восьмерку и одна — в девятку.

А после сбылась мечта детства — пострелять из снайперской винтовки. И не СВД какой-нибудь, а самого настоящего «Винтореза» — прозвище бесшумной винтовки ВСС. Винтовка легкая и, действительно, совсем бесшумная. Засечь ее можно только с близкого расстояния — по лязгающему затвору. Показалось или нет, но, когда стреляешь лежа, отдачи нет совсем. Все пять пуль снова угодили в восьмерку и девятку.

Желающие могли примерить бронежилет весом чуть больше десяти килограммов и стальной шлем. Оба средства защиты в ближнем бою практически бесполезны, в дальнем — часто спасают жизнь. По ощущениям бронежилет совсем не тяжелый. Однако если поверх надеть развязку с боеприпасами, мало не покажется — потяжелеете в общей сложности килограммов на 30. И это при том, что в современных жилетах используются кевларовые пластины — более легкий материал, пришедший на смену титану.

— Срочную службу я проходил в Афганистане, застал титановые бронежилеты, которые весят под 30 килограммов. Наденешь его, присядешь, и вставать уже как-то не хочется, — смеется подполковник ФСБ Геннадий Решетнев.

Напоследок журналистам показали приемы самообороны с использованием подручных средств: штатива, батарейки от видеокамеры и даже кепки и связки ключей. Спонтанный мастер-класс от Дмитрия Бронникова оказался весьма кстати: накануне на оператора ТК «Альфа-канал» Василия Пронькина, который, к слову, присутствовал на сборах, напали, когда тот работал над очередным заданием. В роли учеников по очереди выступили два редактора печатных СМИ: сначала Евгений Басенко из «Московского комсомольца на Амуре», а затем Константин Мальцев из «Работай». Давая наставления, инструктор снова напомнил, что «на первом месте должно быть ваше здоровье, а потом уже аппаратура и материал».

 

Цифры

Только за первую половину 2011 года оперативным штабом Амурской области проведены 
3 крупных учения, 11 тренировок и 98 проверочных экспериментов на объектах жизнеобеспечения региона, позволивших реально оценить состояние их антитеррористической защищенности. По результатам руководству предприятий внесены 38 представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности, а также оказана методическая помощь.