Маис из Венгрии
Кукуруза — культура историческая, а можно сказать, и политическая. Еще Никита Хрущев постарался, и маис пророс даже там, где ему не климат. Сегодня желтым початком на Дальнем Востоке мало кого удивишь, однако и шибко популярным его назвать пока рано. Годы разрухи сделали свое дело — настоящих кукурузоводов по пальцам пересчитать. Именно их усилиями кукуруза вновь завоевывает место под солнцем.
— Культура весьма урожайная и экономически выгодная. При одинаковых затратах дает урожай ощутимо выше, чем та же соя, — отмечает агроном ОАО «Агро-союз ДВ» Василий Костюк. — Трудно понять, почему кукуруза в свое время потеряла популярность. Скорее всего, дело в ее теплолюбивости. Она требует особого подхода.
В нынешнем году «Агро-союз ДВ» намерен перешагнуть по намолоту кукурузы планку в 12 тысяч тонн. Это ровно две трети всего запланированного амурского урожая маиса. Площадь кукурузных посевов предприятия достигает 2,5 тысячи гектаров, против 1400 гектаров в прошлом сезоне. Еще через год местные аграрии намерены расширить маисовые плантации до семи тысяч га. Столь стремительное увеличение посевных площадей связано с небывалой перспективностью кормовой культуры. Здесь ее средняя урожайность достигает 50 центнеров с гектара. В среднем по области этот показатель равен 35 центнерам с гектара. Очевидна разница, очевидны результаты. Для их достижения потребовались годы проб и ошибок.
— К сожалению, отечественные сорта не могут дать хорошего урожая в наших климатических условиях. Поэтому мы отказались от кукурузы краснодарской селекции и сделали ставку на импортную высококачественную продукцию. Закупаем семена в Венгрии, Канаде, постоянно экспериментируем, — делится генеральный директор «Агро-союза ДВ» Сергей Кочегаров. — Допустим, в этом году у нас растет шесть видов кукурузы, половина из которых посеяна впервые. Результат неплохой, поэтому можно сказать, что не ошиблись. В случае с кукурузой — 70 процентов успеха зависит от качества семян. Поэтому сеять чем попало просто недальновидно и убыточно.
Даже форма имеет значение
В силу все тех же природных и климатических условий амурские аграрии вынуждены использовать только раннеспелые сорта маиса. Среднеспелые и поздние просто не успеют вызреть. Хотя их урожайность еще на порядок выше сегодняшних показателей.
— Очень много тонкостей и нюансов, — продолжает Сергей Кочегаров. — Нам в этом году только гербициды обошлись в 15 миллионов рублей, еще 40 миллионов затрачено на приобретение удобрений. Дешевить нельзя: наш основной покупатель — это птицеводы. Для них важна питательная ценность нашей продукции. Содержание сахара, протеинов, так называемая энергия роста и так далее. По таким показателям наша кукуруза уже превосходит продукцию, завозимую из других регионов.
Аграрии отмечают — кукурузу мало вырастить. Подготовка к реализации — процесс не менее щепетильный. Ее нужно правильно принять, очистить, высушить, провести другие технологические процедуры. Подход более чем деликатный, ведь любое отклонение процесса от нормативных показателей грозит потерей пищевой ценности. Банальная пересушка уничтожит все питательные вещества и сведет на нет усилия массы людей. Имеет значение даже форма самого зерна.
— Смотрите — зерно плоское, значит, его легче просушить, — показывая початок, продолжает делиться тонкостями Сергей Николаевич.
Кукурузный интерес
В нынешнем году предприятие пустило в эксплуатацию первую очередь современного зерносушильного комплекса. Здесь зерна кукурузы доводятся до товарного вида и отправляются прямиком к потребителю.
Грузовики «Амурского бройлера» наполняются по самые борта, а рядом — другая кипучая деятельность. Идет подготовка к строительству второй очереди зернокомплекса. Она должна начать работать в следующем году и позволит хранить до 65 тысяч тонн зерна, причем не только кукурузы. Мощности объекта рассчитаны на переработку до 1,5 тысячи тонн семян различных культур в сутки.
К слову, оборудование для нового комплекса поставил один из отечественных производителей. Помимо амурчан, в прошлом году местную кукурузу охотно приобретали переработчики и товаропроизводители из Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Биробиджана, Якутии и других городов и регионов Дальнего Востока. Сегодня интерес к продукции амурских кукурузоводов продолжает расти. Что, впрочем, неудивительно. Маис в качестве корма охотно используется животноводами по всему миру.
В качестве примера приводится опыт китайских свиноводов. Они умудряются вырастить полновесное животное всего за три месяца, используя в качестве основного корма именно кукурузу, плюс сою и необходимые добавки в виде витаминов, микроэлементов и так далее. Нашим животноводам, работающим по большей части с зерновыми, приходится тратить на получение результата гораздо больше времени. Однако в ближайшем будущем такой подход может быть пересмотрен.
Кстати
Кукуруза пойдет в районы
— В 2011 году Амурская область начала реализацию региональной программы «Кукуруза на зерно», — говорит Александр Седых, и. о. начальника управления растениеводства минсельхоза Амурской области. За счет регионального бюджета предусмотрено удешевление покупки семян кукурузы, их сушки, приобретение специальных жаток на комбайны. Кроме того, оказывается помощь в покупке удобрений и другие меры поддержки. Пока наиболее активно с кукурузой работают хозяйства Ивановского, Благовещенского и Шимановского районов. Однако в будущем этот список пополнят новые территории.
Зерно кукурузы обладает богатыми пищевыми и вкусовыми качествами. Витамины C, В1, B2, PP, минеральные соли Ca, K, Mg, Fe, Na, P, Cl, S и другие элементы делают ее ценным продуктом, который по питательности превосходит зеленый горошек, фасоль и другие овощи.
Цифра
5964 га занимают посевы кукурузы в Амурской области. Со временем эти площади планируется довести до 100 тысяч га.
Уважаемый Андрей! Уверен, что ближайшие месяцы дадут нем столько новой информации об АПК области, что возможно мы оба пересмотрим свои взгляды на «эффективные предприятия»... А кукуруза пусть растет!
— Знаток (гость)Знаток, по России долго искать не придется. Огромное количество государственных предприятий в свое время и развели и обанкротили. Поэтому история Поляного далеко не уникальна. И по уровню господдержки тоже. Просто одни кукурузу растят, а другие сою, третьи на государственные деньги животноводческие комплексы строят. Вон агрофирма «Партизан» намолотила сои как целый район. И они никогда не скрывали, что подобными успехами целиком и полностью обязаны федеральному и региональному бюджетам. Колхоз «Луч» мега-ферму пять лет строил и наконец построил. Долго? Да долго, но если бы не было господдрежки она бы вообще не появилась. Перечислять по области можно много. Строительство жилья в селах, субсидии по молоку и проче прочее — это все государственные программы. За свои собственные деньги сейчас никто не развивается. Это просто не возможно. И тот же «Агро-союз ДВ» в лидерах разве что по кукурузе. Но я не думаю, что он сравнится по сое с тем же Партизаном. Да, поддерживают сильнейших. Думаю в этом тоже есть рациональное зерно. Какой смысл вбухивать миллиарды в атмосферные явления? Во всем мире поддерживают наиболее эффективные предприятия, от кого выхлоп ощутимый.
— Андрей АнохинКстати, попытки донести до общества многочисленные злоупотребления и проблемы в амурском АПК, привели уже к печатанью фальшивых газет! Журналисты — задумайтесь...
— Знаток (гость)Ну нет! Такой истории, когда государственное предприятие, фактически работающее на оборону, развели и чуть не забанкротили бывшие топ-менеджеры — по России поискать!
«Власть подерживает не единственное предприятие»-факт, но поддержка может быть и 100 рублей и 600 млн., недаром минсельхоз ревностно оберегает информацию о размерах поддержки конкретных предприятий:)
— Знаток (гость)И что касается некрасивых историй, то безупречной репутацией сегодня врядли может вообще кто-то похвастаться. Сегодняшние гиганты поднимались на заре 90-х, а тогда в принципе невозможно было что-то создать ненарушив закон.
— Андрей АнохинВласть подерживает не единственное предприятие. Есть колхозы, есть фермеры, выращивающие ту же сою. Никто не спорит, что львиная доля их успеха — это результат господдержки. Но почему-то сою растят все, а вот кукурузу единицы.
— Андрей Анохин«речь в данном материале идет о хозяйстве» замешанным в очень некрасивую историю с ОАО «Поляное», о чем уже писала Амурская правда, о предприятии которое является амурской площадкой Росагролизинга, причем лизингует в основном для себя. Да и власть поддерживает это предприятие не превый год;)
— Знаток (гость)Трудно оспорить мнение ЗНАТОКА — сельское хозяйство без господдержки обречено на убогое существование. Это общемировая тенденция. Однако, речь в данном материале идет о хозяйстве, которое занимается кукурузой пятый сезон подряд... а программа целевой поддержки кукурузоводов в Амурской области начала работать лишь в нынешнем году. Исключение из правил?
— Андрей Анохин«Трудно понять, почему кукуруза в свое время потеряла популярность» — как только иссякнет поток бюджетных вливаний, сразу поймете:)
— Знаток (гость)