• «Дырчик» в помощь, но не выход из положения.
  • Просмотр телевизора сродни роскоши.

Не жизнь, а сумерки

У пятилетней Анжелики одна большая детская мечта — мультики каждый день смотреть. Без оглядки на часы и родителей. В деревянном доме на окраине Лозового электричество появляется на три-четыре часа в день. Вечером. Исключительно для просмотра новостей и «Спокойной ночи, малыши!» Попутно заводится маленькая стиральная машинка, наполненная пеленками, ползунками и распашонками. Алина, младшая сестра Анжелики, еще годовалый юбилей не отметила. 

— Нет, утюгом не пользуемся, — интригует хранительница домашнего очага Татьяна. — У нас своя технология. Главное, сразу после стирки мокрую одежду руками разгладить, аккуратно на веревку повесить и растянуть. Как высохнет — ни одной складочки! 

Главный источник света — небольшой бензиновый «дырчик», он же — генератор электрического тока. Хозяева именуют его не иначе как СТАНЦИЕЙ. Еще бы, ведь без него не жизнь — сплошные сумерки. Единственное независимое «окно в мир» — походный радиоприемник, что работает на круглых батарейках.

— Холодильник у нас есть, — утвердительно кивает глава семьи Игорь Голик. — Еще с тех, «светлых» времен стоит. Мы его вместо буфета эксплуатируем. Другого толку от него пока нет.

Пища для детей готовится на небольшой русской печке. Кухня вся в хитроумной системе проводов — утром выручает маломощная лампочка, работающая от автомобильного аккумулятора. Тот в свою очередь заряжается по вечерам от «дырчика». К слову, «прожорливость» аппарата примерно 5 литров топлива ежедневно. В денежном эквиваленте — 4000—5000 рублей в месяц. Любые жалобы горожан на растущие энерготарифы вызывают ироничную усмешку. Жизнь без света гораздо дороже самых дорогих киловаттов.

Выручает большое хозяйство. Вполне себе натуральное, со своей собственной, вполне автономной, как сам «дырчик», экономикой. Свиньи, кролики, куры. Что-то продается, что-то съедается. Причем очень быстро. Пока свежее. Зимой легче. 

— Если свет дадут, то первые пару дней ничего делать не буду, — категорично заявляет Игорь. — Сяду с пультом перед телевизором, и пусть весь мир подождет.

— А я пылесос куплю, — мечтательно закатывает глаза Татьяна…

Темная история 

История пропажи электричества в Лозовом столь же темная, как и сама местная жизнь. Но сначала была гроза... Летняя, с теплым дождем и освежающим ветром. Потом шарахнуло так, что один из столбов местной линии электропередачи попросту завалился. 

По большому счету — проблема на несколько часов работы. Но этого времени вполне хватило для исчезновения целого пролета алюминиевых проводов. В августе 2000-го алюминий в сельской местности сохранялся только под высоким напряжением. Как только оно исчезало, «цветмет» моментально транспортировался в приемный пункт. По словам местных жителей, остатки проводов на следующий день сняли сами электрики — «в целях сохранности материальных средств». С тех пор нормального света в Лозовом не видели. 

Сегодня там всего несколько домов. Местных жителей даже двух десятков человек не наберется. Остальные разъехались, бросив темные лачуги и надежды на лучшее. Остались самые стойкие — кому есть за что бороться. 

Мини-станциями лозовцев обеспечила районная администрация. До этого времени каждый выкручивался как мог. Еще недавно село находилось в подвешенном состоянии и подлежало расселению. Вероятно, по этой же причине идея о возвращении электричества долгое время не находила поддержки.

Виктор Полынский еще помнит времена, когда в Лозовом был свет. Пожил, правда, при нем не долго — год или два от силы. Теперь все мысли о завтрашнем дне. На протяжении нескольких лет просыпается с думами об электричестве. 

— В конце 90-х из города перебрался. Надеялся личное подсобное хозяйство организовать. Но без электричества здесь больше хлопот, чем прибыли.

Однако Виктор даже впотьмах не унывает. Распахал наделы земли, обзавелся сельскохозяйственной техникой, отстроил небольшую кочегарку, подсобные помещения, свинарник и коровник. Одних только герефордов 43 головы содержит, можно сказать — фермерствует. Лозовое входит в состав Кустанаевской администрации. 

— На таких, как Виктор, село все еще держится, — нахваливает глава сельсовета Ирина Богатырева. — Причем он там не один такой. Есть еще фермер, другие семьи стараются. 

При желании можно жить и без света, считает Виктор — приспособиться, привыкнуть. Но надо ли? Ведь есть жена и двое детей. Дочки давно компьютер просят. Не пещерный век на дворе и всем хочется комфорта. А еще стабильности, которая упирается в прожорливую пару «дырчиков», которые ждут своего вечернего часа во дворе. 

Года три назад Виктору пришлось пустить под нож большое стадо свиней. 85 хрюшек пали жертвами дороговизны кормов, горючего, отсутствия электроэнергии. Сегодня он пытается начать все заново и очень надеется, что очередная массовая резня скотины не повторится.

Крест от партии и правительства

Лозовцы кого только не просили зажечь лампочку Ильича. Писали энергетикам, губернаторам, даже президенту страны. Но на дворе то кризисы, то очередная смена региональной власти. В общем, было всем не до мрачных проблем крохотного осколка цивилизации. Тем более что крест на нем был поставлен гораздо раньше.

— Еще в конце 70-х это было очень хорошее обустроенное село, в котором базировалось отделение колхоза «Россия». Магазин, свиноферма, сепараторная, мастерские, баня, кирпичная школа в зеленой роще, а клуб какой… туда молодежь из города на танцы приезжала, — делится воспоминаниями заместитель главы Кустанаевского сельсовета Лариса Золотоус. — Земли много, с точки зрения сельского хозяйства просто исключительные возможности. Опять же природа красивая. 

Еще в те годы жители села своими руками возвели дамбу и создали рукотворный пруд. Там и рыбалка, и отдых. А примерно в начале 80-х партия и правительство вдруг решили провести централизацию колхозов. В итоге получилось — как всегда. Сельскохозяйственные мощности из Лозового вывели, соцкульбыт тут же пришел в упадок. 

Однако часть селян наотрез отказалась уезжать. Даже впутавшись в темную историю, это село — привлекательный островок жизни. Благодаря взаимодействию областных, районных властей и энергетиков до конца осени там вновь загорятся электрические лампочки. Уже началось строительство линии электропередачи. 

По сообщению СП «Центральные электрические сети», работы проводятся в рамках инвестиционной программы, утвержденной правительством Амурской области. Сметная стоимость проекта в пределах восьми миллионов рублей. 

 

 

Глава Белогорского района Денис Инюточкин

— Электрифицировать Лозовое достаточно дорого, кроме того, село подлежало расселению. В то же время местные жители выразили готовность жить там и дальше. Работой их обеспечивают фермеры, у которых достаточно серьезные планы на будущее. Поэтому в качестве временных мер поддержки мы закупили для жителей Лозового партию бензиновых генераторов. Кроме того, 290 тысяч рублей из резервного фонда предназначены для возмещения затрат на топливные расходы. Правда, за субсидией обратилось всего два человека. 

В остальном мы нашли взаимопонимание в Дальневосточной распределительной сетевой компании и областном правительстве. Планируется, что до конца осени там появится свет. Теперь сам бог велел сохранить Лозовое. Даже сейчас, когда нет электричества, туда переезжают люди из других сел и районов Приамурья, просматриваются определенные перспективы. Особенно в части сельского хозяйства и организации мест отдыха. Например, у местных жителей есть идея восстановить разрушенный водоем.

 

Кстати

Село Лозовое образовано в 1904 году. Решение о его ликвидации было принято в 80-х годах прошлого века после развала колхоза «Россия». Документально село существует по сегодняшний день.

Возрастная категория материалов: 18+