Вариант 1: рынок умрет

Чего ждать и к чему готовиться — в ответах на эти вопросы продавцы благовещенского рынка, где львиная доля продаж приходится на б/у машины японского производства, сегодня разделяются на два лагеря: пессимистов и оптимистов. Первые утверждают, что запрет на ввоз праворульных иномарок приведет амурский авторынок к естественной кончине. Вторые, наоборот, считают, что он, как живой организм, просто подстроится под нововведение. Когда-то же в нашей области не было иномарок, а торговля шла — отечественными автомобилями. Так и теперь: уйдут одни — придут другие. 

— Если запретят ввоз праворульных «японок», то оставшиеся на рынках и у автолюбителей иномарки будут однозначно дорожать. Цена на авто самой популярной стоимости (150—250 тысяч рублей) поднимется еще на 50—100 тысяч, — говорит продавец машин с 10-летним стажем благовещенец Алексей Иванцов. — Есть вариант — пересесть на корейские леворульные машины. Но сами обладатели этих авто их не хвалят — вроде и свежие автомобили, но какие-то «пластмассовые», быстро разваливаются. Плюс стоят дорого — от 450 тысяч рублей, так как бэушные не ввозятся. Да и продают их в основном в салонах. Конечно, в этом есть и положительный момент — можно оформить автокредит, предусмотрено бесплатное обслуживание. Однако не всем такие машины по карману. А наш авторынок — «рабоче-крестьянский», рассчитанный на среднестатистического покупателя. Где самые ходовые машины — ценой 160—250 тысяч. Подорожают они — и рынок умрет, ведь у амурчан покупательская способность низкая. 

Вариант 2: покупатель всегда найдется

Другого мнения придерживается его коллега по бизнесу.

— Для авторынка ничего не изменится: он был, есть и будет, — говорит директор благовещенской компании AUTOBAN Евгений Филиппов. — Да, повысится цена на автомобили, но покупатель будет. Потому что человек, знающий цену качественной машины, вряд ли пересядет на автомобиль российской марки. Возможно, он выберет зарубежную машину русской сборки. Да, многие сейчас взяли «Нивы» и «Жигули» по программе обмена и уже пожалели. Ведь тот же «Ниссан-АД» 2003 года выпуска прослужит гораздо дольше, чем «Жигули» 2008 года. И его цена намного ниже. 

Сейчас на авторынке — «мертвый сезон», машины и цены стоят. Пик продаж — весна, лето, начало осени, а к зиме поток покупателей заметно снижается. Даже в свете ожидаемого запрета на ввоз «праворуких» нет ажиотажа. Продавцы тоже не нагнетают ситуацию. А их на благовещенском авторынке порядка 300 человек, и с каждой машины они навариваются на сумму от 5 до 30 тысяч рублей. 

Выжидательная позиция

Торговцы пока заняли выжидательную позицию, ведь им не привыкать к новым реформам. Гонения на правый руль начались еще в 1993 году. Тогда Виктор Черномырдин, занимающий пост председателя правительства, подписал постановление о запрете ввоза и эксплуатации такого рода машин. Но вскоре дальневосточные автомобилисты устроили ряд протестов, и тогдашний Президент РФ Борис Ельцин отменил данное постановление. Импорт праворульных авто начал стремительно расти, сдерживать его решили с помощью повышения таможенных пошлин. 

— За десять лет, что я работаю на авторынке, мы пережили и запрет на ввоз конструкторов, и рост пошлин, которые неоднократно поднимались, — замечает Алексей Иванцов. — Больше всего на дальневосточниках отразился запрет конструкторов — машины подорожали на 50—100 тысяч. Это серьезно ударило по карману простых жителей. А ведь автобизнес «кормит» не только продавцов, но и целую инфраструктуру. Взять, к примеру, перегонщиков, которые гоняют машины на запад. Или приморских моряков, перепродавцов, владельцев придорожных кафе и гостиниц. То есть целая система, тысячи людей! 

 

М ежду тем

Будем менять местами?

Логично, что при запрете правого руля можно «переставить» его влево. Однако удовольствие это дорогое. В Москве за такую переделку автомастерские берут от 2 до 7 тысяч долларов, в зависимости от стоимости оборудования. 

— А в Амурской области на сегодняшний день нет таких фирм, которые бы занимались переоборудованием транспортного средства, — говорит начальник отделения пропаганды областной Госавтоинспекции Евгений Шайдуров. — Поэтому таких прецедентов у нас не было. Вообще для этого нужно разрешение специализированных учреждений — автодорожных институтов, которые есть в Москве, Новосибирске, Омске, Иркутске. По запросу автовладельцев (а это делается через органы ГИБДД) они дают заключение — можно ли переоборудовать данное транспортное средство.

 

Пенсионер ратует за российское 

 За руль благовещенец Виктор Иванович Ткачев сел в довольно зрелом возрасте. Ездил и на иномарке, и на отечественной машине. Но в результате остановился на российском авто. 

— У меня был «Москвич», а сейчас «Жигули». Иномарку я не хочу, наша машина мне ближе, роднее. Да, «японки» более комфортны, летом ехать — одно удовольствие. Но машины не предназначены для наших дорог и погодных условий, когда характерны большие перепады температуры. Поэтому отечественный автомобиль для меня лучше. У моих «Жигулей» 1975 года выпуска я второй хозяин, они меня не подводят. Что касается новых российских машин, то они еще сыроватые, недоделанные. Знакомые брали одну по программе утилизации — и не рады. Уже в ремонте машина несколько раз была, хотя ей только год. 

Десятка лидеров в Приамурье

  1. Тойота Марк II — 22965 авто 

  2. Тойота Королла — 19430

  3. ВАЗ 21063 («Жигули» шестерка) — 14316

  4. Тойота Карина — 13746 

  5. Тойота Корона — 11712 

  6. Тойота Кроун — 11060 

  7. Тойота Креста — 11028

  8. ВАЗ 2121 («Нива») — 10124

  9. Тойота Чайзер — 9863 

10. Тойота Ипсум — 8263

 

Цифра

400 тысяч автомобилей, согласно статистике, ежегодно поступает в Россию. Основная часть их уходит на Дальний Восток.

Возрастная категория материалов: 18+