Фильм англичанина и сегодня очень любят смотреть и пересматривать — отчаянное нежелание главного героя брать в расчет хотя бы какие-то общественные нормы привлекает зрителя, который никогда не поступит так же.
«Ромовый дневник» — одна из первых, если не первая, книг идеолога «гонзо-журналистики» Хантера С. Томпсона, прославившегося практически каждым моментом своей безумной жизни. Жанр как таковой не особо прижился — со временем рамки СМИ сомкнулись вокруг сугубо индивидуальной позиции автора, не готового идти на творческие уступки ради общего дела: редакторы быстро поняли, что журналисту, описывающему мир через собственное поведение, место за писательским столом, и отказались от фишки.Тем не менее Томпсон как автор направления успел достаточно много сделать в этом направлении. Его очерки и сегодня издаются отдельными сборниками — в них каждый может прочитать не только о том, что происходило в США в тот или иной исторический период XX века, но и о том, почему ненависть к человечеству может приобрести публицистические масштабы.
«Ромовый дневник» с этой точки зрения гораздо безобиднее «Страха и ненависти» или «Поколения свиней»: тем не менее именно его избрали основой для нового эксперимента под названием «Джонни Депп вживается в нестандартную роль».
Сам Депп в таких экспериментах участвует давно и много, и на этот раз он справился на все сто — памятуя о том, что автор «Страха и ненависти» и «Дневника» в обеих книгах изображает главным образом себя, но все-таки дает персонажам разные имена, актер не стал копировать образ Рауля Дюка из фильма Гиллиама. Пол Кэмп получился совсем другим парнем — непостижимым образом режиссерское стремление создать образ наивного в некоторых вещах стопроцентного американца Депп перевел в границы парадокса. Его герой наивен настолько же, насколько и циничен: поэтому каждый его поступок довольно сложно предсказать. Ровно до середины картины.
Брюсу Робинсону не удалось самое главное — подобно Гиллиаму, выдержать абсурдность происходящего до финального монолога, при этом не превратив абсурд в повторяющееся занудство. Создатели «Ромового дневника» в какой-то момент обнаружили, что им необходимо что-то объяснить зрителю, чтобы увереннее стоять на ногах — ничего, кроме нелепого пафоса в арсенале, не оказалось, поэтому неплохой взлет фильма во второй половине переходит во вполне добровольный штопор.
В нашем распоряжении вполне потрясающая история — ее обыденность легко скрадывается второстепенными персонажами, а нестандартность усиленно подогревается характером главного героя. Кэмп знает о себе ровно столько, сколько нужно, чтобы пить круглосуточно: алкоголь в фильме сначала становится основной осью, а потом переходит в разряд неотъемлемого атрибута — дело вроде уже не в нем, но по инерции в кадре то и дело бутылка опрокидывается дном вверх. Неудавшийся писатель Пол приезжает в Пуэрто-Рико не столько от безысходности и бедности, хотя и этого хватает, сколько за новыми впечатлениями: на них он рассчитывает построить новую жизнь, зная при этом, что она строится совсем по-другому.
На месте, помимо по большей части омерзительной экзотики, он встречает самых разных людей: они становятся его впечатлениями, а вовсе не далекие от цивилизации кварталы Сан-Хуана. Кэмп пьет, и это делает его восприятие сумбурным и агрессивным, потому что вокруг все тоже пьют, но делают это с каким-то доходящим до диссонанса спокойствием. Каждый из основных персонажей вполне достоин отдельной повести: мы мало что узнаем о том, кем был Сандерс до встречи с Кэмпом и почему его поступь столь уверенна, что потом стало с Шено, каким образом Боб Сала приобрел пессимизм, внешне схожий с оптимизмом, и что это вообще за газета такая, вокруг которой все раскручивается в дебюте.
Зато мы увидим, как отношения между едва знакомыми людьми мгновенно становятся знаковыми и характеризующими: это удивительно, но за крайне короткое время случайные попутчики (речь все же идет о дневнике) успевают стать друзьями, врагами, любимыми и даже олицетворением недоброй воли, стандартно существующей в любой точке мира. Томпсон умело приправляет безумие происходящего архетипами вроде коммунистической угрозы, облика Гитлера и спрута с Уолл-стрит: когда в кадре появляется Ричард Никсон, остается только понимающе пожать плечами, потому что иначе нельзя.
Все это могло бы стать культом, если бы не несколько «но», от которых невозможно отвернуться. Аарон Экхарт и Эмбер Херд задачу не выполняют: их персонажи остаются, если позволите, глянцевыми, тогда как основная идея фильма прописана на дешевой бумаге литерами видавшей виды печатной машинки. Сюжетная линия, как уже говорилось, низвергается в отталкивающий пафос совершенно нежданно: единственным оправданием для нас остается тот факт, что в аккурат перед этим Кэмп делает шаг в сторону Дюка из «Страха и ненависти» и принимает сильнейший галлюциноген. Остается только аплодировать актеру Джованни Рибизи, который в «Ромовом дневнике» делает то, что ему положено — а именно создает некую совершенно стороннюю историю, и делает это гениально.
Ненужное и нелепое заигрывание с «Пиратами Карибского моря» в финале вообще не воспринимается: хочется посоветовать режиссеру не гнаться хотя бы за теми зайцами, которых давно догнали другие. Но на финальных титрах все-таки возникает желание пересмотреть первую половину снова: очарование земного ада, присущее произведениям Томпсона, там все-таки удалось передать, и заслуга Деппа в этом не менее очевидна, чем пагубное влияние дешевого рома на здравый смысл.
Теперь представить себе в роли томпсоновских персонажей кого-то, кроме Джонни, довольно сложно — сценаристам имеет смысл поскорее браться за «Ангелов ада». «Ромовый дневник», безусловно, окупит свои 45 миллионов только на этом имени и на ассоциациях с фильмом Гиллиама — хотя, безусловно, это море скрывает в себе и собственные жемчужины. Только нырять за ними нужно, не отвлекаясь на досадные и неисправимые оплошности, возникшие из хороших побуждений: к сожалению, об этом алкоголик и наркоман Хантер Томпсон и говорил безуспешно каждому встречному, пока не покончил жизнь самоубийством, поставив вполне подходящую точку там, где ей и полагалось стоять.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии