В Китае насчитывается около 60 статей, за которые предусмотрена смертная казнь.В Китае насчитывается около 60 статей, за которые предусмотрена смертная казнь.

Приговоренных к смерти двое

По данным МИДа, наших за границей чаще всего задерживают за нарушение миграционных правил (год тюрьмы можно получить за границей за просроченные визы), кражи, угон транспортных средств и драки, которые расцениваются как мелкое хулиганство. Семеро россиян в настоящее время отбывают наказание в китайских тюрьмах за контрабанду наркотиков, двое приговорены к высшей мере. 20 дней назад Народный суд средней инстанции Чжухая признал виновной и приговорил к смертной казни с отсрочкой на два года и конфискацией имущества Марину Лопатину.

Марина — бывшая журналистка. В конце 1990-х — начале 2000-х она работала в одной из хабаровских газет. В какой именно, нам не удалось узнать. Как заметили коллеги из «Амурского меридиана», возможно, Лопатина работала под псевдонимом. Позже она занялась туристическим бизнесом, устроилась в компанию «Приморавтотранс», которая организовывает туры в Китай. Мы дозвонились до офиса «Приморавтотранса», но там сказали, что Марина Лопатина у них уже не работает.

Уехала в Китай ради сына

Как выяснила АП у хабаровских источников, женщина одна воспитывала сына Владислава. Пять лет назад парень окончил 9 классов и поступил в колледж в Харбине. Мать переживала за судьбу подростка, что ему трудно будет одному в чужой стране. Вскоре Марина и сама уехала в провинцию Хэйлунцзян, где у нее были налажены связи. Жила там вполне благополучно, хорошо зарабатывала — была заместителем генерального директора одной из китайских фирм.

А 27 марта россиянку задержали во время таможенного досмотра на пограничном переходе «Гунбэй» провинции Гуандун. В одной из сумок-тележек дальневосточницы, которая ехала из Макао на территорию материкового Китая, пограничники обнаружили тайник. Под двойным дном было спрятано почти два килограмма героина.

19-летний сын Лопатиной, который учится в университете и живет в Харбине, считает, что его мать невиновна и стала жертвой обмана. В интервью «Известиям», Владислав рассказал, что сумка, в которой обнаружили тайник, не принадлежала его матери. Один из знакомых попросил предпринимательницу передать посылку своему товарищу, сказал, что в сумке лежат книги. Вполне возможно, что так и было — женщина могла не знать, что везет наркотики. К тому же, по словам сына, мать хорошо зарабатывала, семья ни в чем не нуждалась, не было никаких причин связываться с контрабандой.

Ловушка для доверчивых

— Меня эта история не удивила, — говорит менеджер-переводчик ВЭД из Благовещенска Ольга Кушнарева. — Пограничный переход Макао — Чжухай считается в Китае одним из наиболее криминогенных. К тому же Макао — «игровая» столица всей Азии, там расположено огромное количество казино. И, как это часто бывает, игорный бизнес тесно переплетается с преступностью. Мне рассказывали, что наркоторговцы часто обманным путем привлекают к перевозке наркотиков законопослушных граждан. Просят передать сумку или подарок знакомым в другой город или провинцию. А подарок оказывается с «наркосюрпризом».
Те, кто его везет, об этом, естественно, ничего не подозревают. Но это не освобождает людей от ответственности. А законы в Китае жестокие: за транспортировку 50 или более граммов героина, в зависимости от наличия отягчающих обстоятельств, грозит пожизненное тюремное заключение или смертная казнь. Ее в КНР приводят в исполнение через расстрел либо делают смертельную инъекцию.

Россиянке дали два года отсрочки. По китайским законам это означает, что, если Лопатина признает свою вину, будет отличаться примерным поведением, соблюдать все необходимые требования в течение этого времени, смертную казнь ей могут заменить на пожизненное заключение. А пока приговоренная к смерти, ее друзья и сын возлагают надежды на наших дипломатов и великодушие китайских властей. Женщина уже написала прошение в Верховный суд Китая, чтобы ее дело расследовали заново и пересмотрели чрезмерно жесткий приговор.

Вопросы к МИДу

По мнению представителей туристического бизнеса, далеко не всегда обвинения, выдвинутые против россиян за границей, справедливы. Это касается и тех, кто там работает, и отдыхающих. Многие нарушают закон по незнанию или недомыслию. Дипломаты других стран в таких случаях обычно успешно вступаются за своих граждан. А вот наш МИД помогать россиянам не спешит.

— Нас тоже, честно говоря, весьма удивила позиция Генконсульства РФ в Китае, — сказала АП главный редактор газеты «Амурский меридиан» Юлия Кремнева. — Когда к ним первыми обратились наши коллеги из «Вестей», они говорили одно, а когда они вышли на нас после наших публикаций, то рассказали совершенно другое. В частности, уверяли, что консульство провело колоссальную работу по поиску адвоката.

— А что, это не так? — поинтересовалась я у Юлии Кремневой.

— Мы ведем переписку по интернету с подругой Марины Лопатиной, которая живет в Харбине. Ее зовут Ирина. Она сама вышла на нас и пишет, что консульство не спешило помогать попавшей в беду соотечественнице. Российская община в Харбине с первых дней, как стало все известно, стала собирать деньги, искать русскоязычного юриста, хорошо знающего китайское уголовное право. В Поднебесной найти такого крайне сложно, а медлить было нельзя. Следствие по уголовным делам там ведется очень быстро, а тем более в тех случаях, когда при задержании нашли наркотик. По словам Ирины, консульство предоставило адвоката Лопатиной уже накануне приговора. Что касается представительства МИДа у нас в Хабаровске, то, когда мы к ним обратились с вопросом, пробовали ли они найти родственников Марины, нам ответили: «Этой историей занимаются в Китае, этого достаточно».

Возрастная категория материалов: 18+