Еще несколько десятков лет назад наши мамы и папы даже представить себе не могли, что однажды кому-то из их детей психологи поставят официальный диагноз: «синдром распродаж». Этот термин пришел к нам с Запада не так давно, однако уже сегодня многие россияне не могут пройти мимо отдела, на двери которого написано волшебное слово «скидки».
Психотерапевт: наши покупки — наши комплексы
— Изначально слово «скидка» имело для русского человека негативный оттенок, — рассказывает психотерапевт, д.м.н., завкафедрой педиатрии ГБОУ ВПО Амурской ГМА Елена Романцова. — Продавцы делали уценку только в том случае, если вещь имела дефект. Так что гордиться или радоваться подобной покупке в то время никому бы и в голову не пришло.
Однако сейчас ситуация изменилась. И новогодние распродажи стали обязательным элементом предпраздничных дней. В это время покупки совершают абсолютное большинство людей, однако лишь единицы могут приобретать вещи строго по списку, не соблазняясь акциями «два по цене одного», «купите две упаковки и получите третью в подарок» или классическими скидками.
— Каждый человек стремится стать успешным, быть лучше, чем сейчас. Это нормальное желание, присущее абсолютному большинству людей, — комментирует Елена Борисовна. — При этом чаще всего успех ассоциируется с положением в обществе. Оно обычно оценивается с помощью материальных предметов, которыми этот человек обладает. Поэтому, совершая покупку со скидкой, люди как бы повышают свой социальный статус, прежде всего в собственных глазах: «Раньше я не имел возможности приобрести эту вещь, а теперь — могу».
Самоутверждение может иметь под собой различные качества, которые важны для разных типов людей: кто-то хочет почувствовать себя экономным (а значит — хорошим хозяином или хозяйкой), кто-то — любящим и заботливым родителем. Для некоторых необязательные покупки — символ протеста и желание хоть как-то пойти наперекор семье или близким людям. При этом сама покупка не способна сделать счастливым ни одного человека. Душевное равновесие ему дарит то отношение, которым он дорожит.
Маркетолог: низкая цена — не препятствие выгоде
И все же, даже осознавая собственные слабости, мы нередко предпочитаем им поддаваться. Это несложно: продавцы остро реагируют на малейшее желание покупателя, а также успешно манипулируют на человеческих чувствах — спокойная музыка в магазине, рассчитанная на то, чтобы привести покупателя в благодушное настроение, новогодняя атрибутика — атмосфера праздника рождает желание побаловать себя подарком, и улыбчивые продавцы. Поэтому нередко люди сначала приобретают «выгодные» презенты, а лишь затем начинают придумывать, кому бы их подарить.
Наиболее скептично настроенные граждане уверяют, что скидками украшают лишь те товары, которые предварительно были увеличены в цене. В самом деле, сложно поверить, что продавцы решили примерить на себя роль Деда Мороза. И тем не менее многие фирмы идут на реальное снижение стоимости, не упуская собственной выгоды.
— С помощью уменьшения цен продавцы добиваются стимулирования сбыта. Это мероприятие направлено на краткосрочное увеличение продаж, — комментирует маркетолог, старший преподаватель кафедры коммерции и товароведения АмГУ Марина Бальцежак. — Пользоваться таким методом в течение долгого времени нельзя — постоянные скидки вызывают падение имиджа компании и недоверие покупателей к продукции. Но даже будучи кратковременными, такие акции могут эффективно решать самые разные задачи.
Например, продавцу необходимо освободиться от залежавшегося на складе товара. Это становится особенно актуальным в том случае, если срок его использования подходит к концу. Нередко распродажи делают перед приходом новой партии товара — продавцы понимают, что после того, как на витрину выложат «свежие» модели, спрос на старые упадет практически до нуля. Кстати, зачастую такие остатки становятся бонусами или подарками при других покупках в том же отделе.
Еще одна весомая причина — реклама. Причем как для всего магазина (в том случае, если он недавно открылся), так и для новой партии товаров, которую не спешат приобретать покупатели. Если в повседневной жизни мы пройдем мимо необычной и дорогой маски для волос или экзотического фрукта, то накануне праздников, увидев скидку, вполне можем решить побаловать себя. Кроме того, снижения цен нередко удостаивается нерентабельный товар: скоропортящийся или тот, который в ближайшее время будет снят с реализации.
— На самом деле во многих странах мира предновогодние скидки — это норма, к которой покупатели привыкли настолько, что уже не представляют новогодних покупок без распродаж, — добавляет Наталья Станиславовна. — Люди нередко копят деньги и присматривают заранее товар, который надеются получить по значительно меньшей цене. Так что если грамотно подходить к процессу предновогоднего шопинга, из него можно извлечь немало выгоды.
Мнение
Елена Романцова
Психотерапевт, д.м.н., завкафедрой педиатрии АГМА.
«В разумных пределах шопинг полезен»
— На самом деле человеку иногда не стоит отказывать себе в шопинге. При покупке товаров, которые нам понравились, в кровь поступают эндорфины, гормоны радости. И потому побаловать себя время от времени полезно для поддержания психологического комфорта. Самое главное, чтобы желание приобретать необязательные для жизни товары не переросло в зависимость.
Возникнуть же она может в том случае, если человек испытывает дефицит каких-либо отношений. Например, когда нет ощущения тепла и комфорта в семье. Или же он не имеет возможности самореализоваться в определенном виде деятельности. Основную группу риска составляют люди с заниженной самооценкой, доверчивые, импульсивные и любознательные. Именно они больше всего подвержены различным посылам, которые обещают приобретение тех или иных товаров.
Чем выше у человека самооценка, тем проще ему остановиться и понять, действительно ли ему необходимо приобрести эти вещи. И в том случае, если человек понимает, что его «несет», однако он не может остановиться самостоятельно, ему необходимо обратиться за психологической помощью.
«Синдрому распродаж» подвержены:
люди с заниженной самооценкой
увлекающиеся
вовлекаемые
эмоциональные
доверчивые
Законы рынка
Как правило, человек лучше реагирует на относительные (–50%), а не абсолютные (–200 рублей) скидки.
Цены типа 999 рублей всегда воспринимаются очень положительно, хотя человек и осознает, что его выгода составляет только один рубль.
«Эффект контрастных цен» — более высокие скидки (было десять тысяч рублей, а стало пять тысяч) вызывают у покупателя больше недоверия, чем небольшие (было десять тысяч рублей, стало восемь).
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии