Граждане, еще в 2003 году обратившиеся к мировому судье и не получившие решения суда из-за того, что процесс растянулся на 7 лет, высудили у государства по 50 тысяч компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Эти и другие итоги правозащитной деятельности были озвучены вчера на пресс-конференции, которую провела уполномоченный по правам человека Амурской области Любовь Хащева.

Почти две с половиной тысячи граждан обратились в 2011 году к амурскому омбудсмену — это на двести больше, чем в предыдущем году, и в пять раз больше, чем десятилетие назад. Наибольшее число обращений (пятая часть) приходится на сферу применения норм гражданского, процессуального и исполнительного законодательства. 16% составляют жалобы, связанные с соблюдение прав подследственных и осужденных. На третьем месте — нарушения в области жилищных прав и предоставления ЖКУ.

— К нам поступило несколько обращений от жителей Екатеринославки с жалобой на непереселение из ветхого и аварийного жилья, — говорит Любовь Хащева. — После нашего обращения к прокурору Октябрьского района прошла проверка, и выяснилось, что причина — в бездеятельности органов местного самоуправления. Администрацией района не были приняты своевременные меры по участию в региональной адресной программе по развитию малоэтажного строительства, и соответственно, их не включили в финансирование. В существующую районную программу были внесены изменения лишь в конце 2011 года, люди получат жилье, но могли бы сделать это значительно раньше. 

Причин, по которым нарушаются права граждан, множество. Одна из них — несовершенное законодательство. Причем иногда выясняется это самым неожиданным образом. Однажды к уполномоченному по правам человека обратился житель села Натальина с жалобой на соседа, который держит пчел и ставит ульи рядом с соседским забором, а у соседки обнаружилась аллергия на пчелиные укусы.

— Сначала мы поулыбались, но потом начали разбираться и пришли к выводу, что данная ситуация законодательно не регулируется, — продолжает амурский омбудсмен. — И мы обратились к депутатам. В результате в июле был принят областной закон «О пчеловодстве», предусматривающий административную ответственность за неправильное содержание пчел.

Еще одна ситуация, требующая совершенства законодательства, но уже не на областном, а на федеральном уровне, связана с пенсионерами бамовского поселка Муртыгит. Жительнице этого поселка Пенсионный фонд отказал в северной пенсии, и она посчитала свои права нарушенными. Когда правозащитники стали разбираться, выяснилось, что Пенсионный фонд прав. Это сейчас Муртыгит относится к Тындинскому району, а ранее он имел прописку в Сковородинском районе, который к Крайнему Северу не приравнен.

— Мы обратились в Правительство России и Госдуму с просьбой внести изменения в перечень районов Крайнего Севера, правительство области подготовило соответствующий пакет предложений, — говорит Любовь Хащева. — Надеемся, что к 2013 году удастся решить этот вопрос.

Одним из самых резонансных дел в своей практике Любовь Хащева назвала получение вида на жительство гражданином Грузии, который приехал в Благовещенск в 2000 году, еще до введения визового режима. К решению проблемы пришлось подключать верховного комиссара ООН по правам человека и главу федеральной миграционной службы Константина Ромодановского.

Правом, о котором в этом году заговорили впервые, стало право на правосудие в разумный срок. К уполномоченному по правам человека обратились трое граждан, уголовное дело по заявлению которых длилось неоправданно долго — семь с половиной лет. При этом оно не представляло большой правовой и фактической сложности. Областной суд, рассмотревший их обращение, решил, что действия мирового судьи были неэффективны, и присудил истцам компенсацию в 50 тысяч рублей каждому.