Птички-свистульки в руках у Валерия Рыбакова затейливо поют на все лады.Птички-свистульки в руках у Валерия Рыбакова затейливо поют на все лады.

Собственноручно изготовленная поделка распевает у мастера на все лады. — Берут те, кто держит канареек, учат их петь. Детишки маленькие всегда подходят и просят родителей: «Купи, купи!»

Свистульки нарасхват

Малиновые, бирюзовые, оранжевые поющие птички-свистульки в небольшом деревянном доме Валерия Павловича на любой цвет и вкус. Впервые увидев их, тут же поражаешься — да ведь это пластмасса, а не дерево или глина! Тут же хочется повертеть яркую поделку в руках и проверить, на что способна такая современная птичка. Лучше всего «пернатая» распевает, «заправившись» водой. Именно тогда пластмассовая поделка превращается из забавного свистка в настоящий музыкальный инструмент.

В свои 70 лет мастер не оставил надежду найти для своих птичек рынок сбыта. Регулярно приезжает в областной центр продавать их на улице, отдает недорого — 50 рублей за штуку. А вот наладить контакт с магазинами или хотя бы газетными киосками, как в былые времена, не получается. И мастер точно знает почему.

— В магазинах детских игрушек столько китайского! Все ими забито! Вот и не хотят мое брать, — сокрушается Валерий Рыбаков. — Да к тому же, если и берут, плохо раскупают: свистульки ведь маленькие, незаметные, чтобы привлечь к ним покупателя, надо свистеть, подманивать.

Сам Валерий Павлович так и делает. Приезжает в Благовещенск, располагается недалеко от центрального рынка и, не жалея сил и времени, оглашает окрестности мелодичными трелями. Такие визиты в областную столицу приносят свои плоды: маленькие горожане просто не могут пройти мимо и тянут к игрушкам за руку своих пап и мам. В прошлом году удалось продать на улице тысячи две птичек. Хотя, учитывая скорость, с которой они появляются на свет, по сотне в день — это совсем немного.

— Казалось бы, свистульки — устаревший товар, ведь детям сейчас подавай компьютеры, какие-то игры, понапридуманные китайцами, но все равно вот люди любят и понимают эти игрушки, хотя им уже «тыща» лет, — немного удивляется Валерий Павлович. — Свистульки очень хорошее дело, дети — это же золотое дно. Но вот если бы удалось найти мне сбытчиков… — вздыхает он. — Я уже пробовал, находил, подходили интересовались, даже брали у меня свистульки, но далеко дело у них не ушло, — сокрушается мастер.

Корыстные девушки

— Современные девушки, им только золото и подавай, — с укором замечает Валерий Рыбаков, перебирая разноцветье пластмассовых колец в коробочке. — Раньше вот и их делал, у меня всевозможных цветов колечки были: и красненькие, и зелененькие, и черненькие, и синенькие, и желтенькие, и беленькие, и с разводами. В общем, неделька. Да еще и разной формы: и широкие, и узенькие, и для больших рук, и для маленьких.

Он уверяет, что его колечки не ломаются — сделаны из полиэтилена. В свое время мастер радовал девчонок и браслетами, и сережкам, и клипсами. Вариантов их формы, кстати, у него восемь видов. Не поскупившись, Валерий Павлович легко дарит журналисту АП и колечко, и милые пластмассовые сережки с полосками из люрекса. Еще одно творение, красивую бирюзовую сережку, вертит в руках и рассказывает о том, что эта его страсть — изготовление пластмассовой бижутерии — находится на грани гибели. Причина все та же — нет рынка сбыта. И опять же — из-за обилия китайской дешевой бижутерии, которой завалены все прилавки.

Безопасность в плюсе

По словам Валерия Рыбакова, у его ноу-хау есть один большой плюс: и свистульки, и бижутерия сделаны из безопасных материалов.

— У меня пластмасса пищевая, это очень удобно, она не ломается, невредная. К тому же там не надо ничего склеивать ядовитым клеем. Это полиэтилен, из которого делаются кульки все, крышки для банок, бутылки, тазы, ведра, — утверждает мастер.

Кстати, в свое время, когда в конце 80-х ремесленник жил на западе России, его изделия одобрил художественный совет при Ростовском областном совета. Депутаты дали ему добро на изготовление игрушек и бижутерии. Дело пошло, работа закипела, покупатели валили гурьбой. Но развал Союза подкосил бизнес. Вернувшись в Амурскую область, Валерий Павлович начал понемногу реализовывать свои изделия, но до сих пор так и не сумел поставить это дело на поток.

— Вот если бы сейчас закрыли границу, у нас бы воспряла промышленность, — мечтает пенсионер. — А так, кому это надо — китайцы завалили всех своим товаром.

Несмотря на отсутствие большой перспективы, уже в мае свободненский ремесленник намерен снова везти свои игрушки в массы. Для этого он приедет в Благовещенск и будет завлекать жителей областного центра разливистыми трелями пластмассовых птичек. Авось кто увидит да поможет наладить массовые продажи. А уж он-то готов день и ночь мастерить забавные свистульки в промышленных масштабах.