Тыгда, надежда, любовь

Первая семья погорельцев готовится к новоселью
Просмотры: 6281
Комментарии: 0

Два альбома с детскими фотографиями — все, что осталось у жительницы Тыгды Ольги Горбачевской от прежней жизни. 20 апреля ее дом сгорел как спичка — за несколько минут. Она с мужем и двумя маленькими детьми осталась на улице. Спустя несколько дней после трагедии страх, отчаяние и полная безысходность сменились надеждой. В конце недели семья Горбачевских вернется на старое место — но уже в новый дом.

Семья Ольги Горбачевской первой справит новоселье.
Временный городок по улице Комсомольской.
Строительные вагончики до осени будут для людей родным домом.
Для детей погорельцев организованы группы продленного дня.

Вся деревня — на новоселье

— Извините, я вас в дом не приглашаю — мы пока у знакомых живем, — оправдывается Ольга Горбачевская, поэтому мы разговариваем у сельского магазина, где работает женщина. — А вот через недельку приезжайте на новоселье — ко мне уже пол деревни собралось!

Скоро Горбачевские первыми из погорельцев Тыгды переедут в новый дом. Взамен барака советских времен семья получит 72 квадратных метра счастья. В быстровозводимом строении будет две спальни, кухня, веранда, а главное — коммунальные удобства, о которых в Тыгде можно только мечтать. В сгоревших деревяшках, как и в большинстве домов поселка, были печки, колодцы и туалеты на улице.

— Теперь у нас будет отопление, ванна, туалет — как у всех «белых людей», — улыбается Ольга Горбачевская. — Каждый день ходим квартиру смотреть: нам уже обои поклеили, линолеум постелили. Хороший дом, красивый — правда, Маша? — спрашивает Ольга у двухлетней дочки.   

К осени в благоустроенное жилье должны переехать более 340 человек, которые во время пожара потеряли дома, имущество и уверенность в завтрашнем дне. Но сегодня для погорельцев строятся целые улицы — а значит, жизнь продолжается. Власти приняли решение в пользу быстровозводимого жилья — это оптимальный вариант и по цене, и по срокам, и по качеству. «В прошлом году в Магдагачах мы сдали два такие дома для ветеранов. Первое время у людей, конечно, были опасения, но после зимы они пропали — дома теплые и надежные, — отмечают в районной администрации.

В сентябре на месте пепелища должно стоять 58 одноквартирных, 15 двухквартирных, один восьмиквартирный и один пятиквартирный дом. Чтобы ускорить строительство, в поселке будут работать сразу 5 субподрядных организаций. Пока все работы ведутся за счет регионального бюджета — для этого пришлось перераспределить финансирование ряда программ. Но областные власти надеются на помощь федерального центра. Новые дома оперативно подключаются к электричеству — этим занимаются специалисты «Амурских электрических сетей» ОАО «ДРСК». Опоры и сети устанавливаются в рекордные сроки, ведь электричество необходимо на этапе самого строительства.

«Думала, люди злые»

Сегодня большинство погорельцев живет у родственников, друзей и соседей. «Всю жизнь жила и думала: какие люди злые! А когда все это случилось, поняла — добрых людей намного больше, — рассказывает женщина, оставшаяся без дома. — Я живу у соседей, они очень помогли в трудную минуту».

Те, кому идти некуда, расположились во временных городках, разбитых на двух улицах. Сюда привезли строительные вагончики, в которых есть все необходимое: электричество, умывальники, спальные комнаты, оборудованные по типу купейных вагонов. На улице установлены душевые кабины и туалеты. Скоро неподалеку от поселка разобьют огороды, так что зимой без картошки и солений погорельцы не останутся. 

На днях к жителям городка на улице Комсомольской заехал губернатор Олег Кожемяко — он здесь частый гость.

— Здравствуйте, как вы расположились? — зашел в первый от дороги вагончик глава региона.

За столом ужинают пожилая женщина с сыном. Парень виновато прячет глаза.

— Водку пьет — я его уже ловил пьяного! – пожаловался глава Магдагачинского района Сергей Прилипко.

В первые дни после пожара мужики принялись глушить горе алкоголем, поэтому в Тыгде срочно ввели сухой закон. Сейчас продажа спиртного в магазинах под запретом, но нарушители находятся.

— Если пить будете, будем выселять! – резко оборвал губернатор и вышел на улицу.    

В остальных вагончиках домашний уют: телевизоры, паласы, тумбочки с вещами и детскими игрушками.

— Ну, как живете? Какие проблемы? — интересуется Олег Кожемяко.

— Спасибо, все хорошо! — улыбается Валентина, мать троих детей. — Видите: обжились, привыкли. Здесь вот еду готовим, а вот картошку для посадки привезли. Ждем, когда дом построят. Построят же?

— Конечно, построят! — успокаивает губернатор. — Вы же видите — первые дома сдаем, и ваш сдадим.

В одном вагончике живет семья из шести человек. «Все нормально, — скромно отвечает на все вопросы глава семейства. — Продукты есть, детей одели».

— Скоро вам на счета поступит материальная помощь по 100 тысяч рублей на человека — распоряжение Правительства России уже подписано. Вы лучше пока не тратьте: для новоселья надо будет и мебель купить, и холодильник, да и к зиме одеться, — советует глава Приамурья.  

— Да, мы так и планировали, — соглашаются погорельцы.

У вагончиков тыгдинцы уже построили беседу и детскую песочницу, привезли баллоны для клумб. Погорельцы признаются: горе, конечно, людей объединяет. А надежда творит чудеса.     

Трагедии в жизни и на рисунках

«Пожарам — нет!» Так называется конкурс рисунков в местной школе — десятки детских работ висят для всеобщего обозрения в школьном коридоре. Конкурс объявили незадолго до трагедии: красками и  карандашами малыши рисовали полыхающий огнем лес. Через несколько дней сама Тыгда выгорела почти на треть, и дети узнали, что такое настоящий пожар. «Кто бы подумал, что тема станет такой символичной», — тихо говорят учителя.

Чтобы отвлечь ребят от грустных мыслей и занять досуг, в первые дни после пожара в школе организовали группы продленного дня. Сейчас их посещает 23 ребенка. Группы работают с 10 утра до 19 часов вечера, чтобы охватить две школьные смены. Дети занимаются по интересам: бисероплетение, рисование, спортивные игры, организовано трехразовое питание.

— Здесь дети хоть немного отвлекаются от шока, который пережили, — учительница начальных классов Олеся Бырдина пытается сдержать эмоции. — Дети ведь хоть и не все понимают, но по-своему очень переживают. Вы не представляете, как тяжело, когда ребенок приходит и рассказывает, что у него собака в огне погибла или кошечка. 

Олеся не выдержала и расплакалась. Она сама от пожара не пострадала, а вот до дома ее родителей огонь не дошел несколько метров — вся округа сгорела. «Мы ходили смотреть, как строятся новые дома, — продолжает сельский педагог. — Спасибо губернатору, что все организовал. Настроение у людей совсем другое: поддержка чувствуется, все видят, что работа идет, что дети пристроены, это очень ободряет».

По решению областного правительства летом все дети погорельцев бесплатно отдохнут в лагерях и санаториях. Юным тыгдинцам выделили путевки во всероссийский оздоровительный лагерь «Орленок» в Краснодарском крае и «Океан» в Приморье. Кроме того, ребята с ослабленным здоровьем смогут поправить его в санаториях «Белые горы» и «Василек». Пострадавшие семьи также смогут отправить школьников в любой загородный лагерь. Как отмечают в сельской администрации, прежде далеко не каждая семья имела возможность купить ребенку путевку в лето. 

Мнение

 Олег Кожемяко, губернатор Амурской области:  

 — Первое напряжение после пожара, когда у людей не было уверенности в завтрашнем дне, спало, волнения улеглись. Люди расселены, организовано питание, дети под присмотром. Работы на строительной площадке разворачиваются, однако на темпах сказались майские праздники: завод по изготовлению домов стоял, мы потеряли время. Но каждый день на стройку пребывают новые люди, техника, поэтому за неделю весь процесс будет отработан и войдет в нормальное русло. Чтобы бы не случилось — в назначенные сроки дома должны быть сданы. 

 

 

Информация предназначена для лиц старше 18 лет
Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью