Как берегут амурское добро от китайских браконьеров, а также чем живут сегодня амурские хранители рубежей, он рассказал корреспонденту АП.
— Александр Владимирович, вы в пограничных войсках более 30 лет, где удалось послужить за это время?
— Службу начал в 1979 году в отдельном пограничном арктическом отряде на заставе Андарма на побережье Карского моря. Северная служба запомнилась 12 месяцами зимы. С той поры я возненавидел лыжи — на них приходилось бегать, ползать, стрелять. Потом была учеба в пограничном училище в Голицыне, затем служба на Дальнем Востоке — в Приморье, Хабаровске, в Амурской области. Были две командировки в горячие точки — Таджикистан и Чечню. Особенно 1996 год в Таджикистане запомнился. Много различных задержаний было, в основном борьба с наркотиками шла — перекрывали трафик из Афганистана.
— В горячих точках перестрелки были?
— Перестрелки у меня в мирное время были, когда в Шимановском отряде служил. Помню лето 1998 года. Шли по линии границы и обнаружили в нашей протоке китайские рыбацкие сети, устроили засаду. В наряд назначены были пограничники из срочников, самые крепкие бойцы. В 10 вечера, светло еще, в протоку «влетела» джонка с пьяными, орущими песни китайцами. Мои бойцы выскочили и хотели затянуть лодку на берег, но не получилось. Китайцы быстро сориентировались — один сразу за багор схватился и давай отбиваться, пока второй двигатель заводил. В общем китайцам удалось запрыгнуть в лодку. Сержант тогда поднял автомат и дал очередь по браконьерам. Один китаец в воду упал, пуля ему в голову попала, а второго ранило в живот, он позже умер во время операции. Сержанта сильно тогда наказали, уголовное дело возбудили, стресс для парня был страшный — вроде родину защищал, а оказался виноватым. Но потом дело закрыли, а его за смелость наградили нагрудным знаком «Отличник пограничной службы».
— Сегодня есть место подвигу на границе?
— Смотрите сами — за год поощрено более тысячи амурских пограничников. И подвиги совершают, и гибнут. Два года назад в Райчихинске ставили засаду на китайских браконьеров, которые стали рыбачить на нашей стороне Амура. Завязалась борьба между пограничниками и браконьерами, которых было в два раза больше, чем наших ребят. Китайцы стали отбиваться веслами. Один из ударов пришелся по ключице сержанту, он упал в воду, некоторое время поборолся, но не смог выплыть. Пока лед не встал, мы его искали. Только через полтора года наряд нашел на берегу солдатский ремень, стали копать, отыскали тело. Сержант Яндиев был награжден орденом Мужества посмертно.
— Какой вы видите границу лет через пятьдесят?
— Не знаю, какой граница будет на западе, скорее всего — ультрасовременной, может быть, для ее охраны и люди не нужны будут. На востоке, пока существует Амур, в реках есть рыба, в тайге звери и пока наш заречный сосед не прочь поживиться всем этим, пограничники будут всегда. Могут измениться способы охраны наших рубежей — колючую проволоку наверняка заменят какие-нибудь лучевые датчики и современные технические средства.
— Назовите самые болезненные точки для границы и тех, кто ее охраняет.
— Были у нас проблемы по жилью для пограничников, которые несут службу в Сковородине. Квартиры ребятам приходилось снимать просто по бешеным ценам. Но к 2013 году ситуация должна разрешиться — планируем построить дом для пограничников. Пожалуй, самая серьезная проблема на сегодняшний день — нехватка достойных молодых людей — будущих пограничников. Из десяти кандидатов восемь отсеиваются на первоначальном этапе. Как показывает проверка, молодые люди употребляют наркотики, злоупотребляют алкоголем. Сейчас пограничная служба Приамурья укомплектована на 80 процентов, но, честно говоря, мы больше внимания уделяем качеству, а не количеству.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии