«Выходной в понедельник, среду, пятницу, субботу и воскресенье». Это жизнеутверждающее объявление висит на двери местной сберкассы второй месяц. Учреждение работает лишь два дня в неделю с 10 до 15 часов. Мы приехали к девяти утра. Однако занять очередь хотя бы в первой двадцатке уже не удалось. 

— Раньше сберкасса работала нормально — пять дней в неделю, — рассказывает жительница Валентина Петровна. — И два кассира было. Спокойно приходишь и можешь снимать деньги, оплатить за коммуналку и тому подобное.

Теперь, чтобы попасть к вожделенному окошку, люди начинают занимать очередь с 7 утра — за три часа до открытия. Но и это не дает гарантии, что человеку удастся снять или перевести собственные средства.

 

— У меня ребенок в Хабаровске учится, в понедельник звонит — его в больницу положили. Деньги нужны срочно, — говорит учительница местной школы. — Я во вторник еще до восьми прибежала очередь заняла. А у кассира компьютер завис! В итоге никого не обслужили.

На следующий день женщина отпросилась с работы и поехала в Ивановку. Ожидание еще в одной многочасовой очереди не принесло результата: рабочее время допофиса сбербанка в райцентре закончилось задолго до окончания потока клиентов. В итоге пересылать деньги заболевшему парню отправилась бабушка: для этого ей пришлось ехать в Благовещенск. 

— А у меня дети без садика чуть не остались! — возмущается молодая мама Елена. — Несколько дней назад позвонили, сказали: нужно сегодня заплатить за детский сад, иначе завтра мы ваших детей не примем. А касса работает всего два дня в неделю! Пришлось заказывать машину и ехать в Благовещенск. Отдать-то нужно было полторы тысячи. А за машину мне еще 600 рублей выложить пришлось. 

— А кредиты как платить? — подскакивает к нам невысокий мужчина. — Значит, как на день задержишь выплату, Сбербанк тебе тут же названивать начинает, мол, пеня идет. Так вы ж сами забирать не хотите! Тут положить нереально, а в Благовещенск ехать — мне дорога обойдется дороже, чем ежемесячная выплата.

Заплатить за коммунальные услуги, перевести деньги ребенку, положить средства на сберкнижку — для любой из этих операций нужно отпрашиваться с работы на полдня и отстаивать очередь в жару.

— А мне, доченька, покушать купить не на что, — тихо вздыхает старушка слева от меня. — Вот она, моя пенсия (старушка протягивает пластиковую карту), а хлеба-то на нее не дадут. А говорили — новые технологии… 

Разыскивается банкомат

Сотрудники исправительной колонии в Среднебелой поначалу пытались решить вопрос своими силами.

— Нас на эти карты перевели в конце прошлого года, — говорит один из работников Геннадий. — Мы упирались до последнего: лучше уж в кассе очередь отстоим, зато деньги в этот же день точно получим. Тогда специалисты Сбербанка пообещали нам установить банкомат прямо на первом этаже нашего учреждения. Карты мы в итоге получили, а банкомат — нет. 

Сотрудники колонии несколько раз пытались объяснить свою проблему руководству Благовещенского отделения Сбербанка. Однако по телефонам, которые им дали в приемной кредитного учреждения, так никто и не ответил.

Сейчас, помимо сберкассы, обналичить деньги можно в двух банкоматах. Один стоит в центре села в магазине «Садко», второй — в расположенном неподалеку гарнизоне. Однако добиться от умных машин денег тоже весьма непросто. «Гарнизонный банкомат практически не работает. У него два состояния: либо «извините, связи нет», либо просто выключенный стоит, — говорит жена военнослужащего Наталья. — А банкомат в магазине любит наши карточки зажевывать. К тому же в день зарплаты деньги там заканчиваются обычно к девяти утра».

Местных жителей возмущает тот факт, что теперь почти все организации предпочитают рассчитываться со своими сотрудниками безналичным расчетом. Конечно, предприятию это выгодно: хранить деньги в банке гораздо дешевле и надежнее, чем регулярно заказывать инкассаторскую машину на предприятие. Банкам тоже выгодны новые клиенты. 

Крайними, как всегда, остаются простые жители: на то, чтобы снять зарплату в Среднебелой, у местных уходит около недели. Ведь на два полусломанных банкомата и сберкассы с графиком работы два раза в неделю приходятся не только практически все жители Среднебелой, но и люди, проживающие в семи окрестных селах.

Кстати

  Очередь в сберкассу могла бы быть значительно меньше, если бы большинство местных жителей умели не только снимать деньги в банкоматах, но и оплачивать с их помощью кредиты, коммунальные платежи или переводить деньги на другой счет. «Да я ни разу не пробовала, а самой как-то боязно, вдруг не туда нажму, — говорит одна из женщин в ответ на наше предложение. — Если бы нам кто хоть раз показал…». Однако на обучающие семинары сотрудники банка жителей пока не приглашали.

Интернет вам в помощь

— На самом деле содержать допофисы в маленьких поселках Сбербанку скорее накладно, чем выгодно. Но мы понимаем свою социальную ответственность и не отказываемся от подобной работы, — комментирует начальник отдела обслуживания Благовещенского отделения Сбербанка России Евгения Лайпанова. — Сокращение часов работы происходит из-за банального кадрового голода. На сегодняшний день рабочее место для второго кассира в допофисе в Среднебелой сохранено. Если бы были подходящие кандидаты на эту должность, мы бы могли вернуть прежние часы работы. Руководство банка обращалось к главам района с просьбой решить кадровую проблему, однако людей все равно не хватает. 

Но ведь жители и сами могут решить проблему с очередями. Через интернет, не выходя из дома, можно перевести деньги на другой счет, оплатить коммунальные услуги, погасить кредит. На это уйдет всего около 20 минут! И потом, многое можно сделать с помощью банкоматов и терминалов. Мы даже готовы провести бесплатные обучающие семинары, если нас пригласят в село. Что же касается «зависающих» компьютеров — это проблемы связи. В некоторых деревнях области из-за этого действительно страдают немало людей. Но решение данного вопроса находится вне компетенции Сбербанка. 

Цифра

209 банкоматов и 202 терминала Сбербанка расположены на территории Амурской области.

Возрастная категория материалов: 18+