Золото «Орочанина» не пропало

Его передал Ленину большевик Федор Зюльков

Искать золотой клад, пропавший с канонерской лодки «Орочанин», дело безнадежное, считает благовещенец Сергей Высочин, внук участника тех далеких событий, капитана парохода «Рюрик» Демьяна Высочина. О поисках «золота партии» АП рассказала 30 мая в статье «По золотому следу «Орочанина», где краеведы и местные жители высказывали гипотезы, каким путем от места трагедии мог уйти «золотой запас» большевиков.

 Золото никуда не исчезло, считает Сергей Высочин, оно все время находилось под контролем большевиков. А найденные в Великокнязевке и Новоандреевке слитки, о которых говорят белогорские краеведы, — это лишь незначительная часть того запаса, который был вынужденно потрачен красногвардейцами и партизанами, чтобы жить в полевых условиях и вести борьбу.

Опасный рейс на «Рюрике»

— В 1920 году после освобождения области от интервентов и белогвардейцев мой дед Демьян Филиппович Высочин, по рассказу моей матери, совершил в качестве капитана небольшого паро­хода «Рюрик» трудный и опасный рейс по доставке золота, хранившегося у партизан, из Стойбы по Селемдже и Зее в Благовещенск, — рассказывает Сергей Васильевич. — Это делалось по заданию руководителей советской власти области. Естественно, что доставка осуществлялась в режиме секретности и маскировки. Весь рейс зо­лото находилось в каюте капитана, лишая его спокойствия и отдыха. По прибытии в город цен­ный груз был сдан в целости и сохранности по описи.

В 1980-е годы в одной из передач Амурского радио был озвучен исторический факт: золото из Благовещенска в Москву, минуя все белогвардейские заслоны, привез председатель Амурского областного правительства большевик Федор Зюльков. И это золото с благодарностью и под роспись принял сам Ленин.

— Недостаток информации вокруг этой истории связан с личностями главных фигурантов дела — Федора Ивановича Зюлькова и Михаила Абрамовича Трилиссера, — считает Сергей Высочин. — Оба они после окончания гражданской 

войны убыли в европейскую часть страны и там впоследствии были репрессированы и казнены как враги народа. Поэтому вся информация вокруг них была блокирована.

Трилиссера в Благовещенск привело золото

Однако именно с Михаила Трилиссера, профессионального революционера, лично встречавшего­ся с Лениным в Финляндии в 1905 году, начинается история с золотом. 

Краевед Сергей Высочин предполагает, что именно из-за золота Трилиссер и оказался на Дальнем Востоке. В книге «Щит и меч Приамурья», изданной в 1988 году, говорится, что летом 1918 года небольшая часть государственного запаса царской России белогвардейцами была вывезена из Казани во Владивосток, где большевикам удалось его захватить. Этой операцией как раз и руководил Михаил Трилиссер. В результате владивостокские железнодорожники из-под носа у японцев увезли золото и доставили его в «красный» Благовещенск.

Так Трилиссер оказался в Благовещенске и как заезжий большевик-«федерал» временно пополнил ряды областного партийного комитета. 

Во время эвакуации советских учреждений из Благовещенска в Зею 17 сентября 1918 года ящики с золотыми слитками и монетами были погружены на канонерскую лодку «Орочанин», которая шла впереди каравана из пароходов с баржами. Доставить золото в Зею не удалось из-за внезапного нападения японцев в первую же ночь похода вблизи Свободного. Экипаж «Орочанина» героически отбил атаку японцев. Однако корабль получил неисправимые повреждения и сел на мель у села Новоандреевка. В бою с японцами смертью храбрых погибли члены экипажа «Орочанина» — артиллерийский старшина Бражкин, матросы Донченко, Кузьмин и Назаренко. Оставшиеся в живых перегрузили золото с «Орочанина» на берег, и c этого момента началась история его полевого хранения.

Естественно, что количество золотого запаса к 1920 году уменьшилось, но учет и контроль над ним был все время, подчеркивает Сергей Высочин. 

Демьяна Высочина спас тиф

В марте 1919 года был арестован и убит Федор Мухин, а затем его участь разделили в Благовещенске почти все большевики-подпольщики (66 человек). Однако Михаилу Трилиссеру удалось уцелеть благодаря тому, что он перед этими событиями попал в больницу. В книге «Щит и меч Приамурья» говорится, что к находящемуся в больнице Трилиссеру в феврале 1919 года нелегально прибыл посланец ЦК партии Д. Д. Киселев. Он сообщил о назначении Михаила Абрамовича уполномоченным ЦК по руководству партийной работой в Амурс­кой области.

— Мой дед также уцелел благодаря тому, что в тюрьме заболел тифом, и смертный приговор был отсрочен на время болезни, — продолжает историю Сергей Высочин. — Возможно, что как раз Трилиссер посодействовал тому, что Демьян Филиппович был освобожден партизанами и попал в их ряды.

5 февраля 1920 года партизаны заняли Благовещенск и к 3 марта освободили от интервентов и белогвардейцев всю Амурскую область. Федор Зюльков стал председателем Амурского областного ревкома, а его заместителем — Михаил Трилиссер, который одновременно возглавил партийную организацию большевиков области и был редактором газеты «Амурская правда». Именно они, предполагает Сергей Васильевич, и поручили Демьяну Филипповичу вывезти золото, которое хранилось у партизан, в Благовещенск.

Одних расстреляли, других посадили

Осенью 1920 года Трилиссер покинул Амурскую область в связи с переводом на работу в центральный аппарат ДВР. Позже он работал в Москве у Дзержинского. Избирался делегатом пяти партийных съездов, но в 1940 году был репрессирован и расстрелян. Та же участь постигла и Зюлькова на его родине, на Украине, куда он уехал после Гражданской войны. 

— Мой дед до конца своей жизни водил пароходы по рекам Амурского бассейна, — рассказывает семейную историю Сергей Высочин. — Несмотря на свои революционные заслуги, он все время был под подозрением у чекистов. Ведь ему удалось избежать расстрела по приговору суда во время японского оккупационного режима. 3имой 1932 года Демьян Филиппович был арестован в Хабаровске и четыре месяца находился под следствием органов ГПУ, но потом его освободили. А уже в мае того же года в качестве капитана парохода «Колумб» совершил исторический рейс по доставке к селу Пермскому первого десанта строителей города Комсомольска.

И если участи политического заключенного в период сталинизма Демьян Филиппович все же избежал, то тюрьмы все равно не обошел. В начале лета 1945 года, во время буксировки по Зее пароходом «Томск» старой баржи с дровами, из-за мелководья она села на мель и затонула. На вахте в момент аварии был 72-летний лоцман. Нести судебную ответственность пришлось одному Высочину, как капитану. Суд приговорил Демьяна Филипповича к 4 годам лишения свободы. В 1946 году его, как тяжелобольного, по амнистии освободили, но судимости не сняли. Демьян Филиппович скончался в августе 1947 года, выйдя на пенсию.

Цифра

21 пуд золота и серебра (это около 345 килограммов) был погружен большевиками на канонерскую лодку «Орочанин».

Возрастная категория материалов: 18+