3 июля, перед уходом на каникулы, Верховная рада большинством голосов приняла скандальный закон об основах государственной языковой политики. «Что плохого в двуязычии, — считают амурчане? — В Ирландии, Бельгии и Канаде никто не спорит, на каком языке говорить». Тем более, по данным федеральных СМИ, 74% граждан Украины выступают за русский язык. И пока в Раде не рады великому и могучему, жители Приамурья обзванивают украинских друзей и родственников и недоумевают, почему Гоголь считается на своей родине иностранцем, а любимая с детства колбаса «Докторская» превратилась в «Лекарскую».

Двуличная двуязычность

Многострадальный «языковой закон» два года лежал под сукном, обрастая бесчисленными поправками. По техническим причинам он уже готов был отдохнуть до осени, поскольку текущая пленарная неделя — последняя. Однако во вторник парламентарии воспользовались отсутствием ярого противника двуязычия, спикера Владимира Литвина, и проголосовали во втором и последнем чтении за закон «Об основах государственной языковой политики». Оппозиционеры пытались сорвать заседание, вырывали микрофоны, оттесняли депутатов Партии регионов от президиума. А после Киева «языковая колбаса» расползлась по всей Украине.

Принятый закон признает за русским языком статус «регионального» в 13 из 27 областей Украины. Здесь на нем говорят не менее 10% населения. Русский станет языком образования, судо- и делопроизводства, языком СМИ и даже рекламы. Вместе с великим и могучим расширенные права получат еще 17 языков, включая крымско-татарский, венгерский и румынский. Украинский по-прежнему остается единственным государственным языком. Уровень «региональности» ничуть его не ущемляет. «Мова» не станет моветоном. Пока же национальным меньшинствам лишь разрешат самим выбирать, на каком языке наряду с украинским будет оформлен их паспорт, свидетельство о браке и другие официальные документы.

Завяжи узел на кроватке

Противники языкового закона усматривают в нем гибель родного языка и последующее уничтожение нации. Народ считает, что это ловкий предвыборный ход. Правящая партия власти за счет закона повышает свой рейтинг среди русскоязычного электората, а националисты — зарабатывают баллы у украиноязычной части населения. Обыватели беспокоятся, что после окончательного утверждения законопроекта придется менять документы, а это значит, что в стране начнется всеобщая суета. 

Амурчане, напротив, поддерживают право русскоговорящих украинцев на общение.

— Большинство людей, живущих на Украине, говорят на русском языке. Запрещать им на нем общаться — ущемление прав человека, — считает руководитель исполкома «Единой России» Александр Башун, который родился в Западной Украине в городе Луцке. — Смешно, когда русские фильмы дублируют на мове. Неужели украинцы не смогут понять, что происходит на экране? Вся шумиха, поднятая после принятия «языкового закона», выгодна определенным лицам. Значит, есть в соседнем государстве более серьезные проблемы, от которых пытаются отвлечь народ. Искусственно нагнетают проблему, сталкивают людей лбами. В советское время, когда официальным государственным языком был русский, никто украинский не ущемлял. У людей было право выбора: хочешь — учись в украинской школе, я в ней как раз и получал начальное образование, хочешь — поступай в русскую. Родственные языки изучались параллельно. И никаких проблем не было. Друг друга понимали с полуслова. Сейчас, когда я приезжаю на родину и начинаю говорить по-русски, смотрят искоса. В магазинах не обходится и без парадоксов. Раньше колбаса называлась «Докторская». Сейчас, когда ее спрашиваешь, продавцы делают удивленные глаза: « У нас нет «Докторской», есть «Лекарская»! Какая разница, колбаса от этого названия лучше не стала. Всегда на Украине мы завязывали галстук, а сейчас — кроватку! 

Россия — враг запада

Бывший украинец, а ныне житель Благовещенска Николай Остапчук считает, что на западе Украины живут одни люди, на востоке — другие.

— Все прекрасно понимают, что «западенцы» никогда не согласятся с тем, чтобы русский язык присутствовал на их территории, — замечает он . — Для них Россия — враг народа. Это исторически сложившийся факт, и пока его побороть невозможно. В Крыму и на востоке живет в основном русскоязычное население. Они хотят смотреть русские программы, петь наши песни, учить великий и могучий. Разве можно это запрещать? Цивилизованный закон «Об основах государственной языковой политики» вполне разумно призван урегулировать все разногласия. Вот только чем весь этот сыр-бор закончится? Националисты будут биться до последнего. Нация — это общность территории и языка. А тут получается, территория одна, а языки — разные.

 

Мнение

Знание языков делает людей богаче

Александр Ярошенко, журналист:

— Что плохого в том, если человек знает два языка? Это как два крыла, которые делают нас богаче. Все эти истерики — парламентская карикатура. Сначала закон приняли, потом свои голоса начали отзывать. Янукович еще во время своей предвыборной кампании обещал вторым государственным языком сделать русский. Сейчас он всего лишь региональный. Это шоу вызывает лишь недоумение. Такое же, как и футболки с призывом «Вставай, москаль уже проснулся!». Разница времени между Москвой и Киевом — час. Я считаю, что во всем виноват комплекс неполноценности. Так жить удобней, когда рядом с вами находится большой сосед. Его принято винить во всех бедах: и дом лучше, и земля больше, и собака злее. Этот Новый год я встречал во Львове, в самом анти-российском городе. За пять дней только одна аптекарша ответила на мою русскую речь. Остальные вежливо и демонстративно говорили по-украински. Этот язык мне не чужд, поэтому ситуация не напрягала. Твой язык — говори на нем сколько хочешь, подчеркивай свою самоидентичность. 

3 января я был в музее оперной дивы Саломеи Крушельницкой. Он не работал для посетителей. Когда директор узнал, что я с Дальнего Востока, то открыл передо мной все двери и провел замечательную экскурсию. Меня напоили чаем, подарили сувениры.

Я уверен, простой украинский люд далек от политических игр. И они по-прежнему к нам хорошо относятся. Моих родственников больше волнует, что вишня в этом году не уродилась, да и зубы надо лечить. Проблем там больше, чем в России. Сегодня здесь Гоголь изучается как иностранный автор, ведь он писал на русском языке. Хотя его «Сорочинская ярмарка» звенит на всю Украину. Оппозиция боится, что родной язык умрет. Как может исчезнуть язык 50-миллионного населения? У нас эвенков по пальцам пересчитать можно, а язык продолжает жить!

Цифры

26 процентов украинцев считают необходимым сделать русский язык вторым государственным. 65% поддерживают предоставление русскому и языкам национальных меньшинств официального статуса в тех регионах Украины, где большинство населения этого желает. Против выступают 27% респондентов.

Возрастная категория материалов: 18+