«Гречневая каша — матушка наша, хлеб ржаной — отец родной». Неизвестно, сколько столетий этой пословице, но не теряет она актуальности по день сегодняшний. Стол амурчанина без гречки не представить. У КФХ «Владимир» взаимоотношения с этой крупой давние, ее здесь выращивают более двадцати лет. Подобных примеров в Амурской области немного, но, вопреки стереотипам, хозяева гречневых плантаций о своем выборе ни разу не жалели.

— Год назад средняя урожайность гречихи в нашем хозяйстве была в пределах 12—13 центнеров с гектара, а местами доходила и до 17 центнеров. По меркам Амурской области результаты очень неплохие, — делится глава КФХ «Владимир» Роман Стукун. — Загадывать не хочется, но в нынешнем году надеемся получить не меньше. Отсеялись штатно, главное — чтобы погода не подвела. 

По мнению Романа Владимировича, гречка — продукт стратегический. После недавнего ажиотажа сомневаться в его словах не приходится. Правда, в Амурской области важность гречихи понимают далеко не все.

— У нас все в сою ударились, и упрекать здесь кого-то сложно. Соя позволяет крестьянину заработать, на нее высокий спрос не только в стране, но и за рубежом, — продолжает фермер. — От гречихи финансовая отдача меньше, но ведь одной соей сыт не будешь. На гречку спрос в армии, обычный потребитель ее с удовольствием берет. Мы занимаемся этой культурой с момента основания хозяйства в 1989 году и в последние годы меньше 500 гектаров не сеем. Скажу откровенно — она многократно выручала. 

По словам руководителя КФХ, среди прочих культур сев гречихи идет в последнюю очередь и завершается в начале июля. К началу сентября уже вовсю убирают урожай. Вегетационный период сравнительно небольшой, и это несет как плюсы, так и минусы. 

В ближайшие пару недель начнется цветение гречихи, сразу после этого ключевой момент — опыление. Главное, чтобы не было туманов и повышенной влажности, ведь среди главных опылителей — пчелы. Памятуя об этом, КФХ «Владимир» заключило джентльменское соглашение с владельцами местных пасек. 

— Мы пчеловодов со всей округи к себе приглашаем и рады каждому новому улью, который появляется на наших землях. Сотрудничество получается взаимовыгодным: нам — опыление, пчеловодам — хороший гречишный мед, — продолжает делиться тонкостями Роман Владимирович. — Мы не сразу к этому пришли — пять лет назад были вынуждены опылять растения искусственным способом. Привязывали к трактору канаты и тащили их по цветущему полю. Сегодня все происходит естественным путем. Пчеловоды не жалуются, мы тоже не в обиде.

Рубль против демпинга

По большому счету острой потребности в гречке у амурчан никогда не возникало. Свято место пусто не бывает, и, как только намечался дефицит, все прилавки моментально заполнялись китайской продукцией. Благодаря неестественной дешевизне, она и сегодня угрожает местной гречневой экономике, при этом заметно уступая амурскому продукту по вкусу и качеству. 

Год назад спасти положение помогло лишь своевременное вмешательство амурского минсельхоза. За счет средств областного бюджета гречеводов поддержали финансово. На каждый собранный килограмм гречки крестьяне получали по два рубля субсидийных денег. Производители гречневой крупы не теряют надежды на поддержку и в нынешнем году. Кроме того, выручила областная программа обновления парка сельскохозяйственной техники. КФХ приобрело новые белорусские комбайны и трактор, собранные в Приамурье. Попутно обновляются сеялки и другие механизмы. Никаких особых технических решений в этом плане не потребовалось. Гречиха сеется, обрабатывается и убирается привычными сельхозмашинами. Уверенности в завтрашнем дне добавила возможность кредитования Россельхозбанком. Теперь остается только выращивать. 

— Мало того, что гречка — вкусный и питательный продукт, ее выращивание полезно для самого хозяйства. Она буквально вычищает поля от сорняков, то есть большой плюс в плане севооборота. После нее хорошо идут и зерновые, и соя. К тому же гречкой можно буквально заткнуть любую дыру, — продолжает удивлять фермер. — Где-то остался свободный клочок земли или, может, земля бедноватая для других культур — там смело сеется гречиха, и результат может превзойти все ожидания. 

Опять же определенный риск сохраняется. Как уже было сказано, в период цветения гречихе нужна солнечная, но не слишком жаркая погода. Угадать ее сложно, поэтому мы сеем гречиху в три этапа. Сначала один участок, дня через 3—4 второй, потом через такой же промежуток времени приступаем к третьему. Как правило, одна из частей обязательно «выпадает», но зато две других радуют урожаем. 

Тут, конечно, нужно приспособиться, но вся беда в том, что в Амурской области научным изучением гречки более-менее заметно занимается только ДальГАУ. Этого мало. Мы вынуждены сеять одни и те же виды растений, рано или поздно результат снижается, происходит вырождение сорта. Если взять Алтай, то там урожаи гречихи на два порядка выше. Можно, конечно, привезти их семена к нам, но их нужно районировать, так сказать, приспособить к местным условиям.

В настоящее время посевы гречихи занимают шестую часть площадей КФХ «Владимир». Остальное под соей, зерновыми и многолетними травами. Географическому расширению хозяйства мешает дефицит свободных пахотных земель. Таких пятачков в Амурской области почти не осталось. Повысить производство той же гречихи возможно лишь увеличением урожайности, а это уже скрупулезная работа не одного года, с которой силами одних только фермеров не справиться. 

 

Гречки стало больше     

17 тысяч гектаров засеяли гречихой в нынешнем году земледельцы Приамурья. Год назад этот показатель был на уровне 14,2 тысячи гектаров. Возможно, такова реакция сельхозпроизводителей на повышение внимания со стороны властей. Как удалось выяснить, в настоящее время минсельхоз Амурской области ведет разработку программы господдержки производителей гречки. Фермеры надеются, что их интересы и пожелания будут учтены в новом документе. 

«К» — значит Китай

В конце июня сотрудники Октябрьского элеватора обнаружили, что в магазинах под их маркой продают гречку китайского производства. Производители крупы объясняют, что наши предприниматели очень часто выдают гречку китайского производства за отечественный продукт. Как заверяют работники самого элеватора, разобраться с этой проблемой может только Управление экономической безопасности УМВД России по Амурской области. «Но это сложно, ведь мы продукт на рынок выбрасываем мелкими партиями, а тут нужно доказать, что урон был нанесен минимум на 300 тысяч рублей», — рассказали в руководстве предприятия. Чтобы не попадаться на удочку недобросовестных продавцов, специалисты рекомендуют проверять надписи на пакете с крупой. Если не указано, что производитель — Россия, то наверняка вы держите в руках китайский товар, который уступает российскому по вкусу и качеству, выигрывая лишь в цене. Также, если гречка китайская, то на этикетке вместо страны-производителя будет буква «К».

Мнение
Виктор Доценко, руководитель Октябрьского элеватора: 
— Мы много лет принимаем гречку амурских сельхозпроизводителей, и могу сказать, что наш элеватор почти не работал с полной нагрузкой. В прошлом году правительство Амурской области и наш минсельхоз начали субсидирование выращивания гречихи. Результат не заставил себя ждать — сейчас сырье есть. Теперь предстоит решить следующую проблему: рынок сбыта сильно ограничен, к нам поступает очень много дешевой китайской продукции. Причин этому может быть несколько. Во-первых, как сказал министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев, наш переработчик платит 5,4 рубля за киловатт, а китайский — всего рубль. Естественно,это сказывается на себестоимости. Далее, наш юг для китайцев — север, то есть в благоприятных зонах у себя они могут выращивать и по два урожая в год. Третье — мне кажется, соседи сильно грешат удобрениями. Их гречка уступает нашей и по вкусу, и по запаху, но зато у них повышенная урожайность. В таких условиях бороться за рынок очень тяжело.

Возрастная категория материалов: 18+