Впрочем, на самом исходе «Темного рыцаря» создатели фильма усовестились и позволили оскорбленной легенде надеть мускулистый костюм с ушами, помахать кулаками и даже самоотверженно взять вину на себя. Собственно, с этого и начинается «Возрождение легенды»: гуляющие на воле «кенты», которым удалось уцелеть в предыдущей серии, на фоне окончательно загнанной в угол преступности вяло думают, что все-таки с летучей мышкой в Готэм-сити было как-то веселей. Сам герой на почве потери и возлюбленной, и альтер-эго стал вести откровенно обломовский образ жизни (даже без халата не обходится), нарочито прихрамывать и вообще лениво думать в основном о бессмысленности земного существования, к огорчению верного дворецкого. 

Понятное дело: чтобы вернуть городу легенду, а легенде — самообладание, нужна была встряска почище той, что устроил Джокер, и здесь перед создателями возникла практически невыполнимая задача. Отчасти в силу таланта покойного Леджера, отчасти благодаря внезапному сценаристскому вдохновению, но, чтобы переплюнуть эту сторону  сюжетной линии «Темного рыцаря», нужна была революция. Не сумев совершить ее в гипотетическом смысле, Нолан буквально выстроил на ней сюжет. 

Как и полагается, в авангарде революции стоит харизма — и вот здесь у создателей трилогии вышла осечка. Безжалостный, сильный, непредсказуемый Бейн, который полпути обыгрывает и всю королевскую рать, и лично Бэтмена, как воспитанников младшей группы детсада, сопит в страшную маску и руководит железной рукой — это, конечно, завораживает. Но стоит ему распустить сопли на почве любви, обиды на жизнь и прочих сомнительных призраков прошлого, как вполне себе тщательно выстроенный образ превращается в сплошное расстройство. Оказывается, у воплощения зла было столько слабых мест, обоснованных добротой, что какой из него, простите, Робеспьер. 

В срочном порядке прощаемся с Бейном и переключаемся на главный женский персонаж. Разумеется, речь о Женщине-кошке, потому что миллиардершу и злодейку по имени Миранда играет Марийон Котийяр, и этим все сказано. Другое дело Энн Хэтэуэй, которая, по распространенному мнению, единственная, кто вообще вспоминает об актерской игре в этом проекте: в латексе или не в латексе, Женщина-кошка действительно крайне любопытный персонаж, и даже жаль, что ушастым персонажам уделили так мало внимания. 

Всяческую внятность утрачивает в завершении трилогии и главный городской полицейский Гордон: его неспешное плавание с трибуны через канализацию на больничную койку сопровождается идиотскими душевными терзаниями и не заканчивается ничем. В общем, не зря, не зря от него, по слухам, жена ушла. 

В общем и целом «Возрождение легенды», почти трехчасовой фильм, оказывается еще зануднее, чем «Темный рыцарь»: ну чего ради было так долго размазывать по тарелке бейновский омлет, вводить эти шизофренические диалоги между ничего не значащими персонажами и кататься на футуристическом бэтмолете? Стоило ли уделять столько внимания тюремному периоду Уэйна, путать зрителя жизнью и смертью доктора Павлова, заниматься совершенно непонятной возней с изгнанием интеллигенции по ненадежному октябрьскому льду одного Киллиана Мерфи заради? Эти вопросы Кристоферу Нолану задавать уже поздно: возвращаться к этой франшизе для него было бы чистой воды безумием — все, что мог, он сделал ровно на середине пути. 

Таким образом, самой говорящей сюжетной линией фильма становится сделка между Бэтменом и Женщиной-кошкой, в которой фигурирует некая программа «Чистый лист», стирающая данные об индивиде из всех существующих баз данных. История Человека-летучей мыши подвергается подобному воздействию с уходом Нолана: начиная с 2005 года Кристофер и компания наворотили в сюжете таких дел, что тому, кто придет следом, проще будет вздохнуть с благодарностью и переписать все заново. 

Сам Нолан называл темами трех своих фильмов страх, хаос и боль. Все это присутствует в каждой части его «Бэтмена», но режиссеру ни в коем случае нельзя отказать и в тяге к красоте. В третьей части она местами почти по-бертоновски мрачна и почти по-финчеровски неуловима, но это неплохой повод не посылать проклятий вслед человеку, который превратил обычный дурацкий комикс в настоящее серьезное кино.

Возрастная категория материалов: 18+