— Марина Григорьевна, мы надеемся, что известие о повышении зарплаты поднимет учителям настроение, но они сразу задают вопрос: что именно подрастет — оклад или фонд стимулирующих надбавок?
— Сегодня это определяет само образовательное учреждение. И я сразу должна сказать, что уравниловки не будет. Но то, что зарплата растет — без сомнения. На 1 сентября прошлого года средняя зарплата по области была 15 тысяч рублей. На 1 июня 2012 года она составляла 20950 рублей. В 4-м квартале 2012 года мы должны довести среднюю зарплату учителя до средней по экономике области, а это 24 тысячи 371 рубль. Но повторю, что все до единого учителя получать именно эту сумму не будут — зарплата учителя зависит от нагрузки, от квалификации, от стимулирующих надбавок. Мы прекрасно понимаем, что даже в одной школе может быть разница в зарплате между педагогами до 12 тысяч рублей.
Но что очень важно: если раньше мы считали норматив только на учителя, то сейчас закон касается всех педагогических работников образовательных учреждений — педагогов-библиотекарей, социальных педагогов, психологов. И это нормально. Приезжаешь в школу, заходишь в библиотеку — у кого-то уже электронная база, а кто-то говорит: за такую зарплату я буду работать, как работаю.
— Сегодня говорится, что федеральные средства идут на материальную базу школ. Почему же ремонты проводятся за счет родителей?
— Поверьте, в школах сегодня очень многое делается на федеральные средства, полученные по программе модернизации образования. В прошлом учебном году мы закрыли в Амурской области все туалеты на улице, их у нас было много, и заменили их современными биотуалетами. Поменяли оборудование в медицинских кабинетах, приобрели бактерицидные лампы, чтобы дети не болели. Поменяли технологическое оборудование в школьных столовых, которое не менялось десятилетиями. Мы начали с создания условий, без которых не может функционировать ни одна школа. Еще одно большое направление — мы пополняли фонды школьных библиотек.
Сколько в этом году было сделано для школ области — такого не делалось никогда, я давно работаю в системе образования и могу это сказать со всей ответственностью.
В школах меняют деревянные окна на стеклопакеты. Полностью все сразу поменять мы не можем — у нас 369 школ. Но сегодня не осталось ни одной амурской школы, которая бы не заменила окна в кабинетах, или в коридоре, или актовом зале. На утепление, на энергосбережение в школах мы потратили 50 миллионов рублей.
— Все равно на первом же родительском собрании будет поставлен вопрос о сборе средств на ремонт…
— Недавно я разбирала жалобу — родители поменяли в классе обычный линолеум на очень дорогой, сделали шкаф-купе с двумя зеркальными дверями, кондиционер поставили. Тоже был задан вопрос: почему все это было сделано за счет родителей. Начали разбираться — выяснилось, что принимал такое решение родительский комитет. Учитель или директор не собирали деньги, родители сами проголосовали, сами собрали средства, сами все организовали. А зачем? Это уже вопрос не к министерству образования. На текущий ремонт и на общественные нужды школе деньги выделяются.
— Как узнать, сколько средств выделено конкретной школе и куда они потрачены?
— В любой школе есть управляющий совет, у совета есть председатель. Родители могут дать ему поручение проверить — сколько денег выделено школе, на что они пошли. Сегодня единственный заказчик образования — родитель, и проверить — это право родителя. А средства выделяются колоссальные. Мы в этом году под миллиард рублей потратили на подготовку к новому учебному году амурских школ. Такой цифры тоже не было. Мы закупили 150 тысяч учебников нового поколения для начальной школы и пятых классов, которые переходят на новые государственные стандарты.
— Вы часто бываете в школах? У вас есть любимые школы?
— Да, очень часто. Мне нравится Жариковская школа Тамбовского района — там по-домашнему хорошо, это много значит. Люблю школу № 11 в Благовещенске — там любят детей. Нравится Новгородская школа Свободненского района, Васильевская Белогорского района, школа в Ивановке, Отважненская школа Архаринского района, Успеновская школа Завитинского района, Михайловская школа Михайловского района, Первомайская школа Тындинского района. Мне нравится микроклимат в благовещенской частной школе «Наш дом». 5-я школа нравится, они сейчас хотят делать школу-университет совместно с АмГУ. Мне нравится, как отремонтировали коррекционную школу № 7 в Благовещенске. Туда приходят проблемные дети с ограниченными возможностями здоровья. Школу сделали яркой, цветной, туда зайти хочется. А в Тынде какие замечательные школы! Ой, вы меня об этом лучше не спрашивайте, я люблю все наши школы и могу о них говорить бесконечно.
— Где ваша родная школа?
— Я окончила школу № 176 в Шимановске, потом педуниверситет, защитила кандидатскую диссертацию по психологии, затем докторскую. Сейчас для души веду в АмГУ спецкурсы по психологии, которые мне интересны. Читаю психологию управления, психологию одаренности детей, психологию творчества. Мне интересны студенты, которые хотят себя посвятить науке, у меня есть аспиранты.
— Вы строгий педагог?
— Я в своей жизни не поставила ни одной двойки. Это моя принципиальная позиция. Если бы была моя воля, я бы в начальной школе убрала все отметки, чтобы не было ни пятерок, ни двоек. Когда ребенку ставят пятерку, как он это воспринимает? Что его все любят. А когда отличник получает тройку или двойку — у него психологическая травма. А если у ребенка что-то не получается, плохие отметки формируют у него комплекс неудачника. Надо одинаково любить всех детей — и отличников, и троечников.
Сегодня перед нами другая проблема — мы живем в век информационных акселератов, мы живем в сетевом столетии. У нас все лето учителя учились на курсах повышения квалификации. Почему? Потому что пришли новые классы, новое лабораторное оборудование для начальной школы, а это вся цифровая информация. Чтобы научить малышню что-то делать, надо сначала научить работать педагогов. Школа меняется, но, к сожалению, в высшей школе будущих педагогов учат по старым стандартам. Это одна проблема.
Дети в десятки раз быстрее усваивают новую информацию, и тут возникает еще одна проблема — у нас в России нет методик по психолого-педагогическому сопровождению детей, как их оградить от информационной зависимости.
Эти проблемы будут обсуждаться, время мы не остановим. Должны прийти новые технологии. Задача учительства в сетевой век — чтобы коммуникативная компетентность стала ключевой. Надо научить ребенка донести мысль до другого, выслушать другого, понять себя и другого. Дети сегодня говорят на сленге, а если возникает нештатная ситуация — мы видим агрессию или нетолерантное поведение. Учителям предстоит огромная работа.
— Раньше образование наряду со здравоохранением и культурой финансировалось по остаточному принципу. А сегодня, на ваш взгляд, образование не обижено?
— Может, скажу пафосно, но я считаю себя счастливым человеком, что я застала время, когда в образовании появляется столько хорошего. Можно говорить, что была хорошая советская система образования, а мы ее загубили, люди моего поколения это могут говорить. Но вы посмотрите, какое оборудование сегодня пришло в школу. Многие ругают ЕГЭ, забывая, какие возможности он дал выпускникам — они сегодня только на основе собственных знаний спокойно поступают в лучшие вузы страны. Разве это плохо?
— Марина Григорьевна, где вы проведете День знаний?
— Для меня это очень насыщенный событиями день: я побываю на праздничной линейке в одной из городских школ, кроме того, много городских праздничных мероприятий, где мне нужно быть, и обязательно поздравлю своих коллег — кафедру психологии АмГУ.
А всем амурчанам я хочу сказать: нет лучше праздника на земле, чем 1 сентября. Идешь по улице — везде горит свет, вся семья, красивая, нарядная, с цветами, провожает ребенка в школу. Заходишь в школу, а там краской пахнет, все новое — как здорово! Так что с праздником! И пусть ваши дети учатся, потому что образование — это единственное, чего нельзя ни продать, ни купить, его можно только приобрести своим огромным трудом.
Автономные школы
— Переход на автономную форму для школ обязателен?
— Нет, это право каждого учреждения. У нас на автономную форму перешли детские сады, на автономии работают несколько учреждений дополнительного образования, есть отдельные школы.
— Школам есть смысл переходить?
— Автономия не отражается на содержании здания. Она не влечет снижения финансирования со стороны государства. Она подразумевает, что все, что заработала школа на внебюджетной деятельности, она будет тратить на повышение зарплаты. Чем хороша автономия для детских садов — они могут оказывать множество мелких услуг дополнительного образования, чтобы не перехватывали различные агентства, в которые родители несут деньги. Могут психологи, логопеды заниматься с детьми, проводить подготовку к праздникам. Это делают другие. А может садик на этом зарабатывать.
— Нет такой опасности, что школа увлечется зарабатыванием денег и перестанет учить детей?
— Нет, это невозможно. Пусть зарабатывают все. Как бы ни хотели, система образования очень авторитарна. Как говорил Черчилль, даже премьер-министр не может мечтать о той власти, которую имеет школьный учитель. Мы хотим, чтобы школа была гуманной, но она остается авторитарной.
Школа может зарабатывать репетиторством. Если сегодня учитель разработал авторскую программу по компьютерному моделированию, элективный курс, если в школу придет хореограф и будет вести урок, я как родитель и бабушка, отдам деньги, чтобы ребенок развивался в стенах школы. Это не должно заменить. Сейчас идет интеграция обязательного и дополнительного образования. Появляются дополнительные платные образовательные услуги. Заходишь в школу, видишь список: школа дает такой-то набор дополнительных платных услуг, стоит столько-то. И никаких вопросов.
Пусть литературную гостиную создаст, и все дети сразу захотят читать. Платные услуги не должны подменять государственные стандарты, тот перечень образования, который мы должны дать.
О ремонтах и строительстве новых школ
К 1 сентября в области готовы все школы, кроме тех, где продолжаются капитальные ремонты. Это Калининская школа Михайловского района, где капитальный ремонт, которого не было 70 лет, перешел на новый учебный год. Дети сегодня занимаются в других помещениях. Планируется, что к 1 октября ремонт закончится и дети сядут за парты в родной школе.
Полянская школа Серышевского района тоже встала на капитальный ремонт. Она не ремонтировалась 57 лет. Дети будут заниматься в здании детского сада и серышевской школы, куда их будут подвозить.
Продолжится ремонт в школе № 1 Зеи.
В Тахтамыгде Сковородинского района, где школа пострадала от землетрясения, начальная школа будет заниматься в здании администрации, а средняя — в во втором здании школы, которое уцелело. Депутаты Заксобрания области на недавней сессии выделили 15 миллионов рублей на создание проектно-сметной документации и проведение изыскательских работ под фундамент новой школы. Там межевание участка уже провели. Если такими темпами пойдет, то, может быть, к 1 сентября 2013 года школа справит новоселье.
Будет начато строительство школы в селе Кундур Архаринского района, в программе — школа поселка Восточный Тындинского района.
С 2014 года стартует программа «Мясо»
— Что будет меняться в питании школьников в новом учебном году?
— Будет увеличена цена вопроса, на Заксобрании депутаты утвердили увеличение расчетов. Из бюджета на неделю на ребенка будет выделяться 168 рублей. Раньше дневная норма была 6,5 рубля. Плюс десять рублей в день нужно добавить, потому что у нас каждому ребенку с 1 по 6 класс выдается пакет молока. Получается 228 рублей в неделю. А в последующем мы планируем поэтапно довести выдачу молока ребятам до 9 класса.
— Когда помощник президента Фурсенко приезжал в область, губернатор, рассказывая о программе «Школьное молоко», сказал, что с 2014 года стартует программа «Мясо».
— Да, это тоже обсуждается, сейчас развивается сельское хозяйство, развивается мясное животноводство, закуплены герефорды. С 2014 года детям будут давать мясо.
В прошлом году у нас был запущен школьный проект «Амурская школа — территория культуры питания», мы рекомендуем, чтобы на столах у детей был мед. Провели разработки и обучение людей, чтобы шла витаминизация питания за счет настоев шиповника, чтобы в меню включали запеченную тыкву, амурские дикоросы.
Школы ждут новые автобусы
15 сентября в область поступит 51 школьный автобус. У нас всего 6000 детей перевозится в 240 образовательных учреждений. Школьных автобусов более 200. Чтобы область сразу получила 51 автобус, такого не было никогда.
Школы получили современнейшие кабинеты по физике, математике, истории, филологии. По физике такие там чемоданчики и оборудование для лабораторных работ и экспериментов, о которых можно только мечтать.
— Здесь таится другая опасность — чтобы у нас дети не ушли в виртуальный мир, чтобы они в реальном мире могли работать, — говорит Марина Селюч. — Мы сами вручную делали модели, а пестики и тычинки нам учитель показывал осенью на цветах, а сейчас все на компьютере или в модели — это красиво, это впечатляет.
Все школы пополнены спортивным оборудованием. Сейчас в школы идет сельскохозяйственная техника, она уже отгружена, школы, где есть ученические производственные бригады, получат новые картофелекопалки, мини-комбайны.
Возрастная категория материалов: 18+
Ставлю проблему. Кто защитит учителя?
То, что учение двусторонний процесс известно всем. С одной стороны учителя, с другой — ученики и их родители. У каждой из сторон имеются (должны быть) свои права и обязанности и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за результаты обучения.
Странное дело! Если у педагогов этой самой ответственности с избытком (за себя и за того парня), то про учеников этого сказать невозможно. Многие просто не хотят учиться, многие совершенно наглеют от безнаказанности — как же! Ювенальная юстиция! Оне же дети! Оне «заказчики образовательных услуг», а клиент всегда прав, а учитель прислужник и холуй перед великовозрастными обалдуями и их родителями по предоставлению оных .
Массовый характер в школе имеет не просто неуважение учителей, а прямые оскорбления, открытое издевательство, вплоть до рукоприкладства и тд со стороны учеников. Пара, по сути преступников школьного возраста может изощрённо, не скрываясь терроризировать класс, а то и всю школу. И управу на них найти трудно, или просто невозможно.
Школа — это не магазин и не ресторан с прислугой. Это социальный институт, где происходит, хотим этого или не хотим, формирование личности, гражданина. Процесс, как уже было сказано, многосторонний, включающего в себя активную позицию ученика и родителей, ответственность и самоответственность. Если это отсутствует, то и не надо, иди, милок, куда тебя душа зовёт и направляют родители.
Надо отбросить демагогическое кудахтанье на тему, мол, нет плохих учеников, а есть плохие учителя. Принцип по своей сути подленький. Есть и первое и второе. Только плохих учителей единицы (сама система их выжимает из школы), а плохих учеников много, среди которых есть и психопаты, и дураки, для которых 3 класса уже непомерная нагрузка на мозги (а его тянут в старшие классы, как же, деньги идут за учеником!), и хамьё по убеждению, мол, выживает сильнейший.
Не надо тащить этих потребителей за уши, за свою часть пути они должны отвечать сами.
Где выход? Школе необходим УСТАВ, где чётко прописаны права и обязанности СТОРОН и предусмотрены действенные санкции, вплоть до немедленного исключения за грубое нарушение Устава, по крайней мере, за оскорбление учителя не должно быть никаких смягчающих обстоятельств.
Типовой образец Устава может разработать управление образования, с воэможностью коррекции на местах, исходя из местных условий. Устав должен пройти правовую экспертизу и приниматься на общем собрании педколлектива и родителей (или родительского комитета).
Устав давть каждому родителю, в случае его согласия, под расписку. Если не согласен, пусть ищет другую школу.
УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАЩИЩЁН! Для этого достаточно с треском вышвырнуть из школы, за дело!, пяток, другой наглецов.
— пенсионер2 (гость)Скажите пожалуйста, где точно можно узнать сколько денег в день выделяеться на питание на одного ученика? Нам в школе сказали , что 6 рублей.Остальное (до 20 руб.) родители должны доплачивать.В статье идёт речь о 168рублях, т.е 28руб. в день если делить на 6... или этот закон ещё в силу невступил?
— Елена323 (гость)Дамер, лайк!
— Яся (гость)«Когда ребенку ставят пятерку, как он это воспринимает? Что его все любят. А когда отличник получает тройку или двойку — у него психологическая травма». — вы что не видите что это очевидная глупость? «все любят». тваю ж мать, а
— Дамер«Может, скажу пафосно, но я считаю себя счастливым человеком, что я застала время, когда в образовании появляется столько хорошего» — это министр говорит. «я считаю себя, что». министр. образования. супер
— ДамерЮлия Борисовна, получается, что можно прийти к вам в пресс-центр и рассказать про нападение кальмароподобных инопланетян на биг-бен в момент его переименования, и это будет тоже предполагаться? половина текста — невыносимая чушь, ахинея, бред, как так можно? жанр предполагает демонстрацию некомпетентного и к тому же придурковатого чиновника высшего уровня? пожалели бы тетеньку
— ДамерДрузья, жду предложения переименовать рубрику «Гость редакции» — в «Вызываю огонь на себя!» Критические замечания про зарплату понятны, это вообще больная тема, с какой стороны ни подойди. А оборудование для кабинетов — ну выразила им восхищение министр в такой форме, ну оставила я как автор разговорную форму в жанре, который, собственно, и предполагает разговор в пресс-центре — это же не признак безумия))))
— Юлия КлимычеваСогласна с каждым словом Дамера. Фальшивая тетка, фальшивые речи... Не заметит этого только глупец
— Яся (гость)«По физике такие там чемоданчики и оборудование для лабораторных работ и экспериментов, о которых можно только мечтать» — обезумелые речи редактуре не подлежат?
— Дамер«Пусть литературную гостиную создаст, и все дети сразу захотят читать». — министр безумен, а никто этого не видит что ли?
— Дамер«— Здесь таится другая опасность — чтобы у нас дети не ушли в виртуальный мир, чтобы они в реальном мире могли работать», — боже всемогущий. величайший тупизм. пестики и тычинки. ужас.
— ДамерСвежо предание...
20 лет слышали эти паточные песнопения о процветании школы. Стало лучше? Даже самый отъявленный враль не отважится заявить об этом.
«Школа может зарабатывать репетиторством» и пр. Репетиторство и тп — узаконенная взятка, постепенный перевод обучения на платную основу. Зачем нужно репетиторство, если идёт НОРМАЛЬНОЕ обучение? Да и само словечко придумано для усыпления совести учителей, мол, я честно зарабатываю, а не беру взяток.
«Зарплата учителя зависит от нагрузки, от квалификации, от стимулирующих надбавок... даже В ОДНОЙ школе может быть разница в зарплате между педагогами до 12 тысяч рублей.» Вот как! А кто судьи кто? Кто определяет нагрузку и стимулирующие надбавки? Обычная школьная хунта, которая крутится около директора и пр начальства. Что измненилось?
Значит, начинающий педагог или «строптивый» учитель, независимо от квалификации, как получал свои 8-10 тысяч, так и будет получать. Что изменилось?
Да и в разрекламированном повышении зарплаты вряд ли что существенно изменится. Указ гундосого алкаша ЕБНа №1(!!!) и 20-ти летняя брехаловка на заданную тему не дают возможности думать иначе.
Найдутся тысячи причин, чтобы не выплачивать деньги: или их сожрёт надвигающаяся гиперинфляция (о индексации или корреляции зарплаты с ростом средней не упоминается), помешает погода, международные обстоятельства, обычное воровство и тп и тд...
Юлия Климычева, возьмите эту проблему на журналистский контроль, через 6-7 месяцев дайте аналитическую публикацию по зартронутой проблеме или проводите (насколько это возможно в ваших условиях) мониторинг мнения учителей разных школ.
Често сказать, я был бы очень рад ошибиться в своих мрачных прогнозах. Но...
— пенсионер2 (гость)ну-ну...
— гость (гость)