Краевед как вольный стрелок
— Владимир Николаевич, правда ли, что современное краеведение — это наука энтузиастов?
— Вопрос интересный. Я занимался с ребятами в доме детского творчества, когда выиграл городской грант. 25 тысяч рублей получил за проект, который писал целый год. На эти деньги создал сайт по историческому краеведению. Но его дальнейшее финансирование опять легло на плечи создателя. Почти год я его поддерживал, выкладывал туда все свои наработки, статьи и даже черновики. За это время на нем побывало около тысячи человек, причем большая часть посетителей из Забайкальского края. Амурчане оказались не так активны. Сейчас сайт в ступоре, но надеюсь его реанимировать.
Все сам, поэтому краеведение для меня хобби. Хотя в этом году вроде бы началось движение в нашу сторону. По инициативе Дмитрия Медведева объявлен Год истории. Пока же я вольный стрелок, свободный художник.
— В истории Приамурья много белых пятен?
— Хватает. В той же топонимике (изучение географических названий) далеко не все однозначно. Вы знаете, как переводится Амур? Многие думают, что это «Река черного дракона». Но есть упоминания 12—13-х веков об одном тюркском воителе по имени Имур. То есть владыка, власть, могущество. Префикс «А» в китайском обозначал благородство. Получается Амур — Могущественная, благородная река. В 17-м веке, во время походов Москвитина и Хабарова имя нашей реки звучало как Омур. И это значило — Большая река.
Гораздо раньше — в третьем веке, судя по летописям, Амур называли Жошуй. Что это значит, пока не знаю — китаеведы сейчас перевод мне делают. Есть упоминания об одном из сыновей Шихуанди — первого императора, объединившего Китай. Он изгнал засуху за великую реку Жошуй. То есть приносились какие-то жертвы. Эта засуха благополучно ушла.
Опять же река Томь в Белогорском районе. Раньше она называлась Дотома. Источник имени не совсем понятен, но я, кажется, сложил эти пазлы. Правда, стопроцентной уверенности еще нет, на уровне гипотезы, поэтому все раскрывать не буду.
Копать историю дорого
— Откуда вы черпаете эту информацию и надо ли оно кому в принципе?
— Оккупирую архивы, библиотеки, книгохранилища. Занятие это недешевое. На одну плодотворную поездку в Благовещенск тысяч 10 рублей надо. Оплачивается гостиница, питание, снятие копий и так далее. Информация дается, прямо скажем, нелегко, набегами. Топонимикой у нас в области занимаются всего человек пять-шесть, литература в дефиците. Правда, интернет в последнее время сильно выручает.
Я сам родом из Забайкалья, одно время вел историю казачества в школе. И когда задаешь детям вопрос «Чьих будешь?», а ничьих. Максимум, что известно — дедушка, бабушка, а сами — дети рабочих и крестьян. Свою родословную никто не помнит. А ведь это соответствие определенному образу. Даже с точки зрения генетики: если я из купцов, то вести себя буду соответствующе. Есть традиции, через которые переступать тяжело. У казаков они свои, у дворян тем более.
С детства закладывается ментальность поведения в обществе. Все это тесно связано с историей родного края. Топоним — это лингвистическая проблема. Его надо привязать к истории, привязать к народу. В то же время в исконных названиях может крыться весьма полезная информация. К примеру, Архара, с точки зрения якутов, — Черное масло. Вероятно, речь идет о месторождении нефти.
Краеведение изъяли из школьного образования. Оно там было. Я три года назад еще вел его. Сделали платный факультатив. Но разве можно рассказывать о таких понятиях, как патриотизм, за деньги? Такие вещи должно финансировать государство, дети не должны платить за знание своей истории. В итоге казачество у нас — это лишь песни, танцы и некоторое отношение к Албазину. Историю казачества мало кто знает. Кстати, вы знаете, что Албаз в переводе с эвенкийского — хитрый?
И за белых, и за красных
— Каковы причины столь непопулярного интереса к собственной истории?
— Не удивляйтесь, но год рождения моего отца 1899-й. Он забайкальский казак, репрессирован. Причем наша семья в гражданскую войну поделилась на белых и красных. Родословная ведется с 19-го века. У меня самого все родственники из Забайкалья, причем мой отец за красных. Все остальные — в Харбине. Была бы возможность, конечно, поехал туда, почтил память, но не знаю места захоронения.
Об этом сегодня почти ничего не говорится, не упоминается. Все ударились в новейшую историю. Почему? Мы должны понимать, что не будет православия — не будет государства. Это геополитика, если хотите. Наш казак Петр Таскин за бой при Де Кастри в 1855 году удостоен Георгиевского креста 4-й степени, то есть стал полным георгиевским кавалером. По аналогии с советскими наградами Таскин — четырежды Герой Советского Союза. Кто о нем знает?
1901 год — война с Китаем, Маньчжурией. Мы ее тоже как-то смутно помним. 16 государств участвовали, и, кстати, бомбили и Благовещенск, так, что до Астрахановки снаряды долетали. Опять казачество выступило. Потом мировая война, которая пятьсот георгиевских кавалеров породила.
И вот эти знания, как кратковременные вспышки. Системы нет, отсутствует четко выстроенное отношение ко всем войнам. А ведь люди не за партию и правительство воевали, за собственную страну. С Богом шли, с крестом кровь проливали. И мы их всех разом забыли. Чего не скажешь о наших соседях.
Китайцам уже сегодня нравится, что мы по незнанию называем Амур — рекой черного дракона. Мы все восприняли как должное, перенесли к себе, через это впитываем их культуру, их традиции. Есть люди, которые об истории Китая знают гораздо больше, чем о собственной Родине. Китайцы не мытьем, но катаньем всегда добиваются своего, и мы всячески помогаем.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии