Когда разные режиссеры берутся ставить «Лес», каждый выносит на первый план какую-то одну линию — либо это театр, и тогда главными героями становятся бродячие актеры Несчастливцев и Счастливцев, либо это тема социального зла, и тогда солирует богатая помещица Гурмыжская с ее страстью к деньгам и молодому любовнику. Либо, наконец, может превалировать любовная линия — и тогда главной становится история бедной воспитанницы Аксюши, для счастья которой нужно хоть небольшое, но приданое. В «Лесе», который поставил на амурской сцене Антон Гришкевич, все три темы развиваются параллельно, не мешая друг другу, и сходятся, как и задумано у Островского, в финале. И получается, что нам рассказали историю о дне сегодняшнем — о расслоении общества, о моде на молодых любовников в среде состоятельных дам, о симбиозе денег и власти и даже о том, что публичное обличение неправедных поступков нужно обязательно подкрепить штампом «отцензуровано». Впрочем, обо всем по порядку.
Действие происходит в лесу, месте загадочном и таинственном, полном завораживающих тайн. Дремучесть и славянскую мифичность леса подчеркивают одетые в крестьянские одежды парни и девушки из кордебалета. Они появляются то с ловчими сетями — ведь и в усадьбе на самых беззащитных будут расставлены силки, то с топорами — лес рубят, а щепки летят. Ощущение — как в Беловежской пуще, недаром режиссер из Беларуси приехал.
Богатая помещица Гурмыжская (народная артистка РФ Анна Лаптева) — главный двигатель сюжета и главный комедиант действа под названием «Лес». Строгая и праведная при посторонних, она становится влюбленной и по-детски капризной особой наедине с близкими. Сначала экономит на мелочах, но потом идет вразнос. Скупа до невозможности, но для юного Буланова, который проник в ее сердце и спальню, и миллионов не жаль. Эх, гуляй, шальная императрица!
Буланов (артист Ярослав Шевченко) переживает на сцене настоящее перерождение от твари дрожащей, желающей угодить барыне-благодетельнице, до надменного и самоуверенного хозяина положения — более того, хозяина жизни. И только мудрый слуга Карп вскользь замечает, что много он уже таких «хозяев» тут видел. В исполнении Юрия Егорова это такой Карп, что ему чуть-чуть возраста добавить — и это будет чеховский Фирс из «Вишневого сада».
Слуга Карп единственный, кто сочувствует бесприданнице Аксюше, влюбленной в купецкого сына Петра (Олег Бойко). Глуповатый купец Восмибратов (народный артист РФ Владимир Матвеев) своей выгоды не упустит. Петр — парень вполне земной и конкретный, но подневольный. Аксюша (эта роль — серьезный дебют молодой актрисы Екатерины Мартыновой) — девушка с чистой душой, абсолютно уверенная, что не все можно купить за деньги. Но жизнь опровергает ее иллюзии — ее счастье (размер приданого) стоит ровно тысячу рублей. Любовь и деньги — эта тема у Островского возникает во многих пьесах. И это снова дает повод для переклички с днем сегодняшним. Кстати, когда Аксюше предлагают выбор — актерское счастье (а трагик Несчастливцев видит в ней несомненный талант) или приданое, Аксюша без тени сомнений выбирает последнее. Она под стать Петру — земная любовь для нее важнее эфемерного счастья на сцене.
Зато потрясающая пара антиподов — трагик Несчастливцев (заслуженный артист Роберт Салахов) и комик Счастливцев (заслуженный артист Юрий Роголев) — предана своему делу беспредельно. Для возвышенного и благородного Несчастливцева сцена превыше всего. Да и Счастливцев, которого Юрий Роголев делает примитивным до физиологизма, тоже не может без сцены — говорит, что когда жил припеваючи, но не играл — хотел уж повеситься, и ему веришь. Они смешные и трагичные одновременно, и эта пара срывала аплодисменты, начиная с первого своего появления на сцене. И именно Несчастливцев, в своем финальном монологе обличая комедиантство в жизни, обращается к нам, сегодняшним: «Люди, люди! Порождение крокодилов! Ваши слезы — вода! Ваши сердца — твердый булат! Поцелуи — кинжалы в грудь!»
Как современно, думаем мы. Ну да, это же Островский, классик. Но это — Шиллер. И тоже про нас. Финал ничего нового не добавляет. И зло не наказано, и добро как-то не очень торжествует. Купленное за деньги счастье — счастье ли? И снова богатые лицедеи идут в одну сторону, а нищие таланты — в другую.
Спектакль «Лес» поставил режиссер из Беларуси Антон Гришкевич. Как рассказали в театре, в ближайшие пару лет он будет ставить спектакли на амурской сцене, у Гришкевича заключен контракт с театром на два года.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии